Что такое предмет закупки по 44-ФЗ

Содержание

Что такое предмет закупки по 44-ФЗ

Дистанционное и очное обучение госзакупкам

Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка

Антикризисное предложение до 18 декабря

Что такое предмет закупки по 44-ФЗ и как его правильно описать в 2020 году

Полезные материалы для скачивания

pdf файл

Видеообзор изменений в госзакупках в связи с COVID-19

Изменения в законодательстве по госзакупкам

pdf файл

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Новые условия заключения прямого договора

pdf файл

Аукцион в электронной форме

Обзор нормативной базы и порядка проведения и участия

pdf файл

Планирование закупок по 44-ФЗ

pdf файл

Кадровое обеспечение по 44-ФЗ

Требования к контрактной службе, комиссии по осуществлению закупок,
приемочной коммисии, профстандарты

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое предмет закупки по 44-ФЗ
  • Правила описания предмета закупки по 44-ФЗ
  • Какие источники используют для описания предмета закупки по 44-ФЗ
  • Дополнительные требования к описанию предмета закупки по 44-ФЗ
  • Техническое задание для описания предмета закупки по 44-ФЗ
  • Каталог товаров, работ, услуг для описания предмета закупки по 44-ФЗ
  • Можно ли вносить изменения в документацию о предмете закупки по 44-ФЗ

Как начинающие, так и вполне опытные специалисты в сфере госзакупок нередко сталкиваются с трудностями при описании предмета закупки по 44-ФЗ. Все правила подробно отражены в 33 статье 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и именно на нее нужно ссылаться при составлении закупочной документации.

Однако в связи с нововведениями в законодательстве многие заказчики считают, что могут пренебречь этим этапом. Подобное категорически запрещено, и к данному процессу стоит подходить ответственно, ведь неправильное описание может стать причиной наложения штрафа. Предлагаем подробно разобраться в данном вопросе.

Что такое предмет закупки по 44-ФЗ

Предмет закупки по 44-ФЗ

По федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» объект закупки (далее ОЗ) определяется как товары (услуги или работы), которые являются предметом заключаемого договора.

Ему присущ ряд характеристик, определяющих техническое состояние объекта, его функциональность, качество и эксплуатационные свойства.

Функциональность говорит о назначении ОЗ и правилах его использования согласно целевым возможностям. Это могут быть показатели пищевой ценности продукта – калорийность, биологическая активность, а также эстетические признаки – форма, цвет, запах, качество изготовления и др.

Технические параметры, характеризующие предмет закупки по 44-ФЗ, – это точные физические величины, исходные и конечные значения показателей, инструкции и правила его эксплуатации.

Качественная оценка объекта включает в себя набор тех свойств продукции (работ или услуг), за счет которых он оправдывает ожидания заказчика, решает его проблемы и отвечает собственному целевому назначению.

Эксплуатационные свойства ОЗ определяют его надежность, безопасность и долговечность, условия производительного и безотказного использования с сохранением внешних, технических, экономических, гигиенических свойств, всех ступеней жизненного цикла и т. д.

Следует подчеркнуть, что понятие «объект закупки» равносильно «предмету договора». Допустим, вам нужны овощи. В этом случае предмет подряда – поставка овощей, объектами которой будут выступать картофель, помидоры и т. п. То есть каждый вид продукции требует отдельного технического задания. Выходит, что цель контракта всегда одна, в то время как численность ОЗ неограниченна.

Федеральный закон о государственных контрактах поясняет, как правильно описывать объект закупки (ст. 33). За нарушение этого порядка заказчик может быть подвергнут административному взысканию и оштрафован на 50 000 руб.

Правила описания предмета закупки по 44-ФЗ

Что должен отразить заказчик, характеризуя ОЗ в закупочной документации:

  • объективные свойства предмета договора;
  • функциональность, качество и технические возможности объекта;
  • его эксплуатационные свойства.

Нельзя включать в описание предмета закупки по 44-ФЗ требования и ссылки на логотипы марки и ЗО (знаки обслуживания), патенты и названия бренда, полезные модели, производственные образцы, название изготовителя и НМПТ (места происхождения продукта), претензии, предъявляемые к товарам и услугам, а также выполняемым работам. Однако данное ограничение возможно, если оно не лимитирует количество участвующих в госзакупке.

Правила описания предмета закупки по 44-ФЗ

Тем не менее закон содержит ряд исключений. Заказчик может изложить все эти требования за неимением иного способа ясно и четко охарактеризовать приобретаемый товар, заказанные работы ил услуги. Либо он собирается использовать продукты, которые не оговорены контрактом.

Описывая предмет закупки по 44-ФЗ, в обозначении торговой марки обязательно указывают фразу «или эквивалент». Исключением являются:

  • несовместимость материальных ценностей заказчика с продукцией другого бренда и др.;
  • закупка запчастей и сопутствующих материалов (расходников) для инструментов и оборудования, применяемого заказчиком, в соответствии с технической документацией.

В процессе описания ОЗ необходимо изложить все важные параметры объекта, которые влияют на качество поставленного товара. В противном случае он может оказаться непригодным для эксплуатации. Простой пример: заказывая тонер-картриджи для принтера, указывают марку и модель последнего, чтобы товары подошли к имеющейся технике.

Заказчик размещает договор в системе, используя ОКПД2 или КРТУ (каталог работ, товаров и услуг). В первом случае достаточно не выходить за рамки ограничений, установленных ст. 33. Число характеристик может быть любым, но помните о соблюдении закона № 135 от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

Второй вариант, когда предмет закупки по 44-ФЗ занесен в КТРУ, требует описания характеристик, соответствующих данному каталогу. Они классифицируются как обязательные и необязательные. В случае если необходимы данные, не предусмотренные КТРУ, сделайте примечание и приведите доводы о важности этих параметров. Правила ведения каталога утверждены Постановлением Правительства РФ № 145 от 08.02.2017.

Заказчикам запрещено использовать параметры ОЗ, которые отсутствуют на рынке. Все требования, предъявляемые к объекту, не должны противоречить фактическим потребностям заказчика.

Проверяя, объективны ли претензии клиента, судьи опираются на следующие факты:

  • не является ли озвученный список требований характерным для конкретного поставщика;
  • можно ли найти на рынке несколько подрядчиков для поставки или производства нужного товара:
  • соответствуют ли запросы к закупаемому продукту правовым нормам и подойдет ли он для оборудования заказчика;
  • существует ли заявка на официальное участие в торгах.

Какие источники используют для описания предмета закупки по 44-ФЗ

Руководствуясь статьей 33 закона о госзакупках, приобретаемый продукт (или услугу) описывают с помощью характеристик, требований и специальных символов, указывающих на технические свойства ОЗ.

Описание предмета закупки по 44-ФЗ

Если в описании предмета договора заказчик не пользовался принятыми госстандартами (ГОСТ) в части терминов, технической регламентации, условных знаков, то документы о закупке должны иметь обоснование употребления непривычных символов, параметров, условий и терминологии. То есть заказчик все же должен опираться на официально признанные нормативы.

Читать статью  Госзакупки с нуля: пошаговая инструкция для новичка

Чтобы контролировать риски, возникающие в процессе размещения и исполнения государственных (муниципальных) заказов, необходимо соблюдать баланс своих запросов и нормативных требований законодателя.

Описывая предмет закупки по 44-ФЗ, заказчик может руководствоваться:

  • госстандартами и нормативами;
  • рекламными продуктами, каталогами;
  • исполненными договорами;
  • статистическими данными и официальной информацией;
  • аналитическими исследованиями рынка и результатами торговых предложений;
  • содержанием статей, экспертных обозрений, профильных форумов;
  • нормативно-технической и административно-производственной документацией, справочными материалами и др.

Дополнительные требования к описанию предмета закупки по 44-ФЗ

Для представления ОЗ заказчик может добавить несколько условий от себя, а именно:

  • Гарантия на продукты (услуги).
  • Объем и срок гарантийных работ (к примеру, в продолжение 2 лет).
  • Требование к сохранности товара (не должен был ранее разбираться и ремонтироваться).
  • Обучение пользователей из персонала заказчика, которым надлежит обслуживать предмет закупки по 44-ФЗ.
  • Ограничение расходов на эксплуатацию.
  • Другие требования, соответствующие техническим условиям к товару.

Нужно учесть и ряд нюансов:

  • В описании объекта договора не должно быть притязаний к самим участникам торгов (их профессиональной репутации; финансовым ресурсам или производственному оборудованию).
  • При заказе медицинских препаратов клиент указывает их непатентованные международные названия. Если таковых нет, то пишут группировочные или химические наименования лекарств.
  • Применение дополнительных параметров ОЗ требует предельной точности, так как отсутствие веских аргументов в пользу практичности их указания грозит заказчику признанием его претензий несостоятельными и голословными.
  • Если описание предмета закупки по 44-ФЗ содержит точные цифровые параметры, судьи могут признать их обоснованными при наличии уточнений «не более», «минимальный», «максимальный», «не менее».

Кроме того, заказчик может дополнительно установить размеры, вид упаковки и способ перевозки продукции при условии, что эти меры не ограничат конкуренцию участников торгов.

Дополнительные требования к описанию предмета закупки по 44-ФЗ

Техническое задание для описания предмета закупки по 44-ФЗ

Зачастую для представления ОЗ клиенты разрабатывают технические задания, хотя законодатель этого не требует. Это инициатива и право самого заказчика. Как правило, в объявлении о тендере только упоминается наличие ТЗ, а в нем самом уже отражены технические параметры, функциональные возможности и качественные характеристики товара.

Что входит в данную спецификацию:

  • Необходимые свойства продукта (услуги).
  • Объем закупки и количество товара.
  • Срок поставки или проведения работ контрагентом.
  • Гарантии исполнителя заказа.

Что можно прилагать к техническим заданиям на предмет закупки по 44-ФЗ:

  • спецификации;
  • эскизы;
  • планы;
  • требования к тестированию;
  • стандарты упаковки.

В тендерную документацию может входить изображение объекта. Это позволяет участникам ясно представлять, что закупает их клиент, и точно составлять заявки.

Этапы, на которых применяют техзадание:

  • планирование;
  • публикация извещения о проведении закупки и сбор пакета документов;
  • исполнение обязанностей по госконтракту, подготовка отчетности, осуществление контроля.

Имея на руках ТЗ, заказчику гораздо проще определить сроки и описать предмет закупки по 44-ФЗ. Что это означает? Подобный документ дает возможность:

  • спланировать итог закупки;
  • избежать ошибок и незаконных требований;
  • наметить план закупки и заключения контракта;
  • проверить соответствие товаров и услуг всем нормативам;
  • проверить все процессы проведения сделки.

Каталог товаров, работ, услуг для описания предмета закупки по 44-ФЗ

Чтобы упорядочить контрактную систему госзакупок и воспрепятствовать беспочвенному ущемлению конкуренции посредством описания ОЗ, Правительство РФ стандартизирует порядок представления продукции. Для этого был утвержден КТРУ согласно положениям закона о закупках. Постановлением Правительства № 145 от 08.02.2017 принят порядок заполнения каталога в ЕИС и правила его эксплуатации заказчиками в сфере тендерных контрактов.

Сейчас КТРУ насчитывает свыше 25 000 товаров и услуг с указанием их технических характеристик.

Заказчики, использующие систему госконтрактов, должны использовать данные каталога по прошествии 30 дней с момента записи туда предмета договора или со дня начала его обязательного применения.

Можно ли вносить изменения в документацию о предмете закупки по 44-ФЗ

Техническое задание для описания предмета закупки по 44-ФЗ

Менять что-либо в документации такого плана может лишь сам заказчик и тот, кто руководствуется указанием контролирующих органов либо запросом участника торгов о даче разъяснений.

По закону о государственных закупках процесс корректировки извещений и остальной закупочной документации требует сохранить лишь два параметра без изменений. Это сумма обеспечения и сам предмет закупки по 44-ФЗ при участии в конкурсе, запросе котировок, закрытом и электронном аукционе (статьи: 49 ч. 4; 63 ч. 6; 65 ч. 6; 71 ч. 4; 74 ч. 6; 87 ч. 7).

По сути данный акт позволяет заказчику исправлять:

  • технические характеристики объекта;
  • его функционал;
  • особенности качества товара;
  • эксплуатационные свойства;
  • технические ошибки.

Но это утверждение пока что вызывает споры. К примеру, директивы Минэкономразвития 2015-го года № Д28и-2869 и ОГ-Д28-12765 разъясняют, что заказчик не имеет права вносить корректировки в технические, функциональные и качественные показатели ОЗ во время правки документов для конкурентной процедуры.

Чтобы сделать изменение предмета закупки по 44-ФЗ и его описания, заказчик обязан соблюсти сроки. Так, поменять закупочные документы для электронного аукциона можно не позднее 2 дней до завершения срока, отведенного на прием заявок. Это потребует продления периода подачи документов от участников торгов. Они должны иметь в запасе как минимум 15 дней на отправку предложений (если стоимость контракта превышает 3 000 000 руб.) и не менее недели, если НМЦК ниже 3 000 000 руб.

Как видим, каждый заказчик имеет право корректировать свои условия по отношению к предмету договора, имея на то веские мотивы, преследуя намеченные цели и соблюдая порядок описания ОЗ. В процессе представления объекта заказчик должен использовать стандартные понятия, обозначения и термины. А все что кроме – аргументировать и доказать документально.

Обучение госзакупкам без отрыва
от работы, с практикой на электронной
площадке РТС-Тендер и на
тренажере ЕИС

Содержание тендера по 44-ФЗ и 223-ФЗ 2022 г.

тендер

Многие организации участвуют в различных тендерах. Но при этом часто не знают о том, как правильно составляется и заверяется тендерная документация. При этом такой вопрос является одним из самых важных, требующих особого к себе внимания. Как порядок, так и состав тендерной документации определены законами и нормативными актами, которым они обязаны соответствовать.

Для вас — самая большая база субподрядов и коммерческих заказов, которые вы можете получить по итогам обычных переговоров!

1. Что такое тендерная документация

Тендерная документация – это пакет документов, который раскрывает условия конкурса и содержание будущего контракта. Она содержит как техническую, так и коммерческую части.

Техническая часть состоит из:

сведений об условиях заключаемого контракта,

характеристик и описания предмета или объекта торгов,

инструкций, предназначенных для поставщиков,

информационных карт, на которых указывается порядок осуществления и подачи заявок на участие в конкурсах,

требования к содержанию заказа на поставку (наименование, объемные графики, ссылки на стандарты и технические условия).

В коммерческой части тендерной документации содержатся:

цены и порядок их исчисления,

условия, установленные графиком платежей,

источники финансирования контракта,

гарантии, предоставляемые банком на выполнение тендерной сделки со стороны заказчика,

требования, выставляемые по различным видам страхования,

образец составления заявки и рекомендации к их заполнению содержатся в МДС 80-4.2000 Госстроя России. Более детальное содержание документации определяется тендерным комитетом.

Для вас — самая большая база субподрядов и коммерческих заказов, которые вы можете получить по итогам обычных переговоров!

2. Подготовка тендерной документации

В тендерной документации указываются:

ФИО организатора, юридический адрес, номера телефонов;

номера факсов и адреса электронных почтовых ящиков;

Читать статью  Строительные тендеры: новые требования к участникам торгов по 44 фз 2022 г.

цена, место и выставляемые условия получения пакета документации;

метод оценки вносимых предложений при помощи определенной системы.

Разработка тендерной документации

Разработка тендерной документации может проводиться как самим организатором, так и специальной консалтинговой компанией. Для ее составления можно воспользоваться типовыми образцами и методическими рекомендациями, а также законодательством, в котором прописаны нормативные требования к составлению. Также можно обратиться в финансовый центр, где специалист по тендерной документации предложит свои услуги по грамотному ее составлению. Там вам в короткие сроки окажут профессиональную и квалифицированную помощь.

Для вас — самая полная база государственных и коммерческих тендеров с авансированием от 30% до 100%!

3. Содержание ТД

Форма тендерной документации, помимо сведений, предназначенных для будущих конкурсантов, должна содержать такую информацию, как:

заявка на участие,

опись прикрепляемых документов,

справка из банка об отсутствии каких-либо просроченных долгов,

требуемые технические, эксплуатационные и качественные сведения,

детальное описание закупаемых материалов и товаров,

проект договора на планируемые закупки,

методические указания на произведение расчетов по тендерной заявке, включая расходную часть на уплату страховых и таможенных платежей, транспортных услуг, различных налогов и пошлин, помимо стоимости поставляемого товара, а также подробную таблицу цен,

валюта, в которой выражаются цены в тендерной заявке,

требования, выставляемые для оформления тендерных заявок (возможность изменения или отзыва данных заявок в течение и до окончания срока объявления результатов тендера), конечные сроки, место предоставления заявок,

место, дата и время открытия конвертов по тендерным заявкам,

сведения о возможности предоставления приоритетов для отечественных производителей,

Внесение изменений и дополнений

В случае необходимости организатор тендера имеет право вносить в пакет документов изменения, связанные с изъявлением собственной инициативы или в качестве ответа на полученный запрос от потенциального поставщика, в период не позднее 7 календарных дней до истечения сроков подачи заявок на тендер. После внесения изменений о них незамедлительно необходимо оповестить всех потенциальных поставщиков, которым была выдана тендерная документация. Срок на выполнение таких оповещений и замену пакетной документации устанавливается в размере 5 рабочих дней.

Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

4. Содержание заявки на тендер

Требования к тендерной документации определяют ее состав:

заявка на участие в тендере и список подаваемых документов, прикрепленных к ней;

документы, подтверждающие соответствие требованиям к потенциальному поставщику;

таблица цен, отражающая фактически полученные затраты, принимающие участие в составлении конечной цены (если в качестве тендера выступает поставка каких-либо товаров или технических устройств, то обязательно прилагать технические характеристики предлагаемых моделей);

прайс на предлагаемый перечень сопутствующих услуг (при наличии);

оригинал документа, фактически подтверждающего гарантийное обеспечение тендерной заявки;

Документы, подтверждающие соответствие потенциального поставщика выдвигаемым квалификационным требованиям, которые должен предоставить всякий потенциальный поставщик:

копии лицензий, подтверждающих права потенциального поставщика или изготовителя на осуществление своей деятельности;

копия документа, предоставляющего право на занятие предпринимательской деятельностью, заверенную нотариально;

оригинал аудита за последний отчетный год или его нотариально заверенную копию;

свидетельство о государственной регистрации организации или предприятия и его копию (если участник ИП, то к списку следует прибавить копию удостоверения его личности или гражданского паспорта);

Устав организации с указанием состава ее учредителей, акционеров, а также всех держателей акций в виде заверенной нотариусом копии;

оригинал справки, выданной налоговыми органами о том, что за поставщиком не числятся задолженности по уплате налогов;

справка из учреждения банка об отсутствии просроченных долгов за последние 3 месяца деятельности;

таблица цен (потенциальный поставщик обязан составить таблицу цен с указанием и перечислением единиц товара, общей суммарной ценой за весь объем поставки; она составляется в виде как распечатанных, так и электронных прайс-листов; таблица является также технической спецификацией на предоставляемые товары и услуги и должна полностью отвечать всем требованиям, выставляемым к тендерной документации).

Когда производится подготовка тендерной документации, определяется и состав итоговых цен. Указанная стоимость, кроме собственной цены товара, должна включать в свой состав:

расходы, полученные после сертификации, процедуры страхования и транспортировки товара к указанному месту назначения;

все налоговые выплаты, пошлины и другие виды обязательных платежей и сборов, которые предусмотрены действующим законодательством РФ.

Если в таблице цен потенциальный поставщик не указывает различные составляющие ее, которые включают в себя вышеописанные затраты, то тендерная комиссия рассматривает предоставляемые им данные о цене товара как общую стоимость, с учетом всех затрат. В таком случае эти цены при заключении контракта не могут быть более пересмотрены или изменены. Цены, которые указаны в таблице, остаются фиксированными на протяжении всего срока выполнения договорных обязательств о закупках и поставках и не могут меняться. Цены указываются в тех валютах, которые были оговорены в выдвигаемых требованиях во время подачи заявки на тендер. Оплата поставщику производится по факту доставки товара к месту назначения, по мере поступления бюджетных средств, если другие условия не предусмотрены и не указаны в контракте.

Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!

5. Обеспечение заявки

В отдельных случаях поставщик предоставляет гарантийное обеспечение, выраженное в денежной форме, в виде внесения залога на банковские счета организатора, в размере не менее 3 % от конечной суммы в контракте, со сроком действия не меньше установленных временных рамок, указанных в теле тендерной заявки. Гарантийное финансовое обеспечение потенциального исполнителя по осуществлению тендерной заявки в виде залога денежной суммы вносится на специально созданный счет организатора тендера. В случае если потенциальный поставщик не выигрывает тендер, средства, предоставленные организатору как залог его финансовой способности, возвращаются в установленные в договоре сроки.

Для вас — самая большая база субподрядов и коммерческих заказов, которые вы можете получить по итогам обычных переговоров!

6. Подача тендерных заявок

Тендерные заявки предоставляются потенциальными поставщиками в прошитом виде, пронумерованными и должны иметь печать и подпись. Также подается техническая спецификация тендерной заявки, тоже закрепленная подписью и печатью, и оригинал гарантийного обеспечения. Эти документы запечатываются в один конверт вместе с тендерной заявкой и отдаются на рассмотрение комиссии. Подписывать заявку может только потенциальный поставщик или его официальный представитель. Не допускается наличие в документации вставок, подтирок и различных приписок. Потенциальные поставщики саморучно запечатывают документы в конверт, на котором указывают наименование и юридический адрес своей организации, а в качестве адреса доставки указывается организатор тендера, дата и время, установленные для вскрытия конвертов, в виде надписи «не вскрывать до. «. Тендерная документация может присылаться как лично, так и с помощью почтовых отделений в рамках установленных сроков. Любые тендерные заявки, которые были получены после установленных дат и времени, отклоняются или будут возвращены в нераспечатанном виде заявителям. Не нарушая сроков сдачи и установленный порядок тендерной документации, к ее оформлению можно применить коррекцию, замену условий, цен и тому подобное. Возможно внесение некоторых изменений или окончательного отзыва тендерной заявки до момента истечения установленного срока без потери права ее внесения или обеспечения. Уведомление, составленное потенциальным поставщиком о намерении внести коррекцию или полностью отозвать свою заявку, отправляется организатору в письменном виде и не позднее, чем указанный окончательный срок ее предоставления. По окончании установленной даты и времени такие коррективы вноситься не могут. После того как все заявки были приняты в указанные сроки, организатор тендера вскрывает конверты и с помощью тендерной комиссии выбирает победителя, который оглашается путем письменного уведомления всех принявших участие потенциальных поставщиков о вынесенном решении с предоставлением копии протокола итогов работы тендерной комиссии. Правильное оформление и проведение документации во многом определяет успех самого тендера.

Читать статью  Как установить эцп для ртс тендер

Для вас — самая полная база государственных и коммерческих тендеров с авансированием от 30% до 100%!

7. Видео инструкция «Анализ и проверка тендерной (аукционной) документации»

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Технические ошибки в контракте по 44-ФЗ

Контракт

Подготовка документации по 44-ФЗ, в том числе и проекта контракта, — это трудоемкий процесс. Необходимо учесть как требования законодательства, так и особенности и характеристики конкретного товара, работ или услуг, ситуацию на рынке.

Проект контракта должен соответствовать документации, извещению и составленной на их основании заявке участника, с которым будет заключен этот контракт (п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 54 Закона 44-ФЗ). Именно контрактом, а не документацией будет определяться взаимодействие заказчика с контрагентом.

Далеко не все ошибки при составлении контракта — злоупотребления. Большинство из них носит технический характер.

В первую очередь необходимо проверить соответствие условий контракта условиям документации. Так, суды сочли законными решение УФАС по Магаданской области от 03.03.2020 по делу №049/06/83.2-58/2020 и предписания от 03.03.2020 №5. Антимонопольный орган выявил расхождения направленного исполнителю проекта контракта и документации, а также технические недочеты, в том числе ссылки на несуществующие пункты (дело № А37-1011/2020 )

Ошибки в предмете контракта

Предмет контракта, как и предмет любого договора, является его существенным условием. По необходимости, предмет должен быть конкретизирован в соответствующих приложениях, которые по сути (или даже по форме) могут повторять техническое задание. В некоторых случаях (например, для строительной сферы) содержание таких приложений определяется отраслевыми актами.

В документации описание объекта закупки должно соответствовать КТРУ. При рассмотрении заявки и при заключении контракта следует убедиться в том, что в них нет несоответствия требованиям документации. Ведь после заключения контракта исправление технических ошибок будет уже затруднительно.

Подробно опишите предмет контракта, опираясь на данные, представленные как в заявке, так и в документации. Это обезопасит вас от рисков, связанных с неисполнением или иными недобросовестными действиями поставщика (исполнителя). Так, суды однозначно встали на сторону заказчика и отклонили довод исполнителя о том, что он не исполнил контракт на поставку медицинских изделий ввиду несогласования конфигурации продукта ( Дело №А07-984/2020 ), указали, что поскольку исполнитель подал заявку и участвовал в торгах на условиях документации, он согласился с теми характеристиками товара, которые были указаны заказчиком.

С другой стороны, при составлении документации и проекта контракта не предъявляйте излишние требования к товару (работам, услугам), чтобы это не привело к ограничению конкуренции. При описании объекта закупки не выходите за рамки, предписанные положениями ч.ч. 1,2 ст. 33 Закона 44-ФЗ. Большинство из таких нарушений устраняются еще на стадии подачи заявок после получения заказчиком запросов о разъяснении положений документации от участников закупки. Так, например, в рамках закупки гастроскопа для нужд БУЗ УР ГКБ №6 МЗ УР (извещение № 0813500000121004571 ) заказчик исключил из ТЗ положение о наличии защитных колпачков для переноски и хранения эндоскопа. Вместе с тем, если бы закупка была бы выиграна поставщиком, который предлагает эндоскоп в комплекте с защитными колпачками, указание на это в тексте самого контракта позволило бы избежать проблем при приемке.

Также обратите внимание на то, следует ли в данном случае применять типовой контракт или типовые условия — необходимо сравнить ТРУ по кодам ОКПД 2 и другие показатели закупки с информационной картой типового контракта соответствующей тематики (ПП РФ №606 от 02.07.2014).

Ошибки в положениях о цене

В большинстве случаев цену нужно указать в контракте в виде конкретной суммы (п. 2 ст. 34). Есть исключения — когда невозможно определить количество товаров или объем работ (услуг). Тогда указывают цену за единицу ТРУ, а также в некоторых иных случаях, например, при заключении контракта на оказание агентских услуг, услуг по обязательному страхованию, оценке недвижимости (ПП РФ №19 от 13.01.2014). В этом случае в контракте должна быть формула подсчета цены и максимальное ее значение.

Чаще всего в отношении цены ошибки совершаются не на стадии заключения контракта, а ранее — при определении НМЦК. Как правило, это связано с тем, что используются либо неверные данные для ее расчета или неверные методы расчета. Например, УФК по Республике Бурятия в Представлении от 11.05.2021 г. №02-12-34/22-1355 было указано, что заказчиком при определении и обосновании цены путем метода анализа была неправомерно использована информация о цене товара из контракта, характеристики товара по которому не соответствовали тому товару, который закупался заказчиком. Кроме того, по контракту, цену из которого взяли для расчета НМЦК, были взысканы неустойки.

Ошибки в положениях, касающихся вопросов изменения контракта, в том числе изменения цены контракта

Такие положения должны быть предусмотрены документацией и контрактом при конкурентной процедуре либо контрактом при закупке у единственного поставщика и возможно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ.

Можно предусмотреть в том числе снижение цены, если:

при этом не меняется количество товаров, объем работ или услуг;

или изменение количества товаров (работ или услуг) не более, чем на 10% в сторону уменьшения или увеличения, при этом цена не может быть увеличена более, чем на 10%, но должна быть уменьшена пропорционально уменьшению количества (объема ТРУ);

при изменении регулируемых тарифов;

уменьшении доведенных ранее до заказчика лимитов бюджетных средств.

Менять цену можно и в некоторых других случаях. Однако это не всегда соблюдается, особенно это касается поставок большого количества товаров.

Например, отделом внутреннего финансового контроля администрации финансового управления администрации муниципального образования города Новомосковска в представлении от 11.05.2021 №8/21 было выявлено необоснованное изменение условий контракта — уменьшение количества поставленных товаров одного вида более чем на 10% и увеличение поставки более чем на 10%, хотя контрактом это предусмотрено не было.

Ошибки в положениях о сроке исполнения контракта

Порядок определения срока определяется не только законодательством о госзакупках, но и нормами гражданского законодательства, в зависимости от конкретного предмета контракта. Для договоров поставки и выполнения работ срок в любом случае является существенным условием договора (ст.ст. 506, 708 ГК РФ).

Во избежание разногласий с проверяющими органами предпочтительнее максимально определенно указывать сроки — при возможности с указанием на конкретные даты и объемы работ (услуг), на количество и номенклатуру товаров.

Исходя из судебной практики при установлении срока возможно также не только указание точных дат, но и временных промежутков, а также указаний на события. Антимонопольный орган указал, что в нарушение статьи 34 Закона 44-ФЗ заказчик, указав на возможность поставки товара «в течение 90 дней с момента заключения контракта», срок не установил. Суды (дело №А33-21159/2017 ) посчитали иначе и признали решение антимонопольного органа незаконным.

Ошибки в положениях о возможности одностороннего расторжения контракта

Заказчик имеет право расторгнуть контракт по своей инициативе, если такая возможность в контракт включена ( ч. 14 ст. 34, ч. 9 ст. 95 Закона 44-ФЗ). При этом не обязательно указывать на конкретное основание для одностороннего отказа, хотя и возможно, например, с уточнением порядка взаимодействия между сторонами (позиция изложена в п.14 Обзора судебной практики ВС РФ от 28.06.2017, подтверждается и последней судебной практикой, например Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.04.2021 по делу №А27-1953/2020 ). В конкретном деле исполнитель поставил медоборудование (анализатор наркотических и сильнодействующих средств), но маркировка не совпала с данными регистрационного удостоверения. Работать на таком оборудовании на территории РФ запрещено. Соответственно, при условии, что в контракте было закреплено общее право на одностороннее расторжение контракта, у заказчика имелись все основания, предусмотренные гражданским законодательством, и он совершенно обоснованно воспользовался своим правом, направив исполнителю соответствующее уведомление.

Источник https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/chto-takoe-predmet-zakupki-po-44-fz/

Источник https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/soderzhanie-tendera/

Источник https://www.akbiz.ru/publications/goszakupki/tehnicheskie-oshibki-v-kontrakte-po-44-fz

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: