Лизинг авто для юридических лиц условия банки
Лизинг считается уделом бизнеса – потому что экономит ему до 40% только на налогах. Это, по большей части, соответствует действительности, но сейчас число программ автолизинга серьезно выросло. Мы разобрались, что это вообще такое, как работает и сколько будет стоить приобрести автомобиль, оформив его в пользование через лизинг.
Немного теории – что такое лизинг и почему это не просто аренда
О лизинге в России начали говорить еще в 90-е годы, хотя изначально такой вид бизнеса начал зарождаться в США и Европе в 50-60-е годы прошлого века. Понятие «лизинг», на первый взгляд, происходит от слова «to lease», что означает «брать или сдавать имущество во временное пользование». То есть, это похоже на аренду – и лизинг даже можно назвать одним из разновидностей аренды. С другой стороны, отличий у лизинга от традиционной аренды столько, что сейчас он считается совершенно самостоятельным видом отношений.
Итак, лизинг (например, с точки зрения лизинга автомобилей) – это передача определенного имущества в долгосрочное пользование с правом последующего выкупа. Кто-то считает, что именно право выкупа отличает лизинг от обычной аренды, хотя разница на самом деле намного больше. Все дело в том, что лизинг объединяет трех участников сделки:
- поставщик – компания, предоставляющая необходимое имущество, которое впоследствии будет передано в лизинг;
- лизингодатель (лизинговая компания) – это банк или специализированная компания, которая покупает у поставщика имущество и передает его в пользование;
- лизингополучатель – это компания или частное лицо, которое получает это имущество в пользование с правом выкупа.
Другими словами, в отличие от обычной сделки аренды, где владелец имущества соглашается передать его в пользование в обмен на регулярные платежи, в схеме с лизингом участвует специальный посредник – лизинговая компания, которая выкупает имущество у поставщика, и затем уже передает его в пользование своему клиенту. То есть, это уже становится немного похоже и на кредит, но отличия от кредита тоже существуют.
Дело в том, что при покупке техники, оборудования или иного имущества в кредит оно переходит в собственность покупателя (максимум – банк оформляет залог на него). Соответственно, уже покупатель несет полную ответственность за это имущество и вынужден платить за него налоги. В случае с лизингом имущество остается в собственности лизинговой компании, тогда как лизингополучатель избавлен от значительной части проблем.
То есть, при лизинге у каждой из сторон есть свой определенный интерес:
- поставщик – получает всю сумму за свой товар сразу, а не частями. Фактически для него продажа в лизинг равнозначна обычной продаже (он все равно получит те же самые деньги, просто уже от лизинговой компании);
- лизинговая компания – получает определенную плату от клиента сверх того, что тот платит в виде части стоимости имущества. Другими словами, клиент платит сумму амортизации оборудования плюс лизинговую плату. Для лизинговой компании это равнозначно продаже товара в кредит, но без передачи прав на имущество покупателю и залога;
- лизингополучатель – экономит на налогах и некоторых других платежах. А плата по лизингу может быть сопоставима с периодическими платежами по обычному кредиту.
С точки зрения лизингополучателя вся эта схема напоминает кредит – он точно так же вносит часть стоимости приобретаемого имущества (как первоначальный взнос по кредиту), а потом каждый месяц вносит плату. Требований к такому клиенту меньше, чем по кредиту – фактически ведь это аренда, и в случае отсутствия платежей лизинговая компания может быстро забрать купленный автомобиль или иное имущество (и продать его другому клиенту уже как б/у-технику).
Как можно было уже понять, лизинг чаще всего – это удел корпоративных клиентов, обычным гражданам будет проще и выгоднее воспользоваться автокредитом. Почему так и какие выгоды получает бизнес – разбираем дальше.
Почему лизинг так популярен у бизнеса
Простые россияне привыкли к достаточно дешевым автокредитам, специальным предложениям автодилеров и нескольким государственным программам субсидирования таких кредитов. Но несмотря на то, что ежемесячный оборот ИП или компании может быть гораздо больше, чем зарплата среднестатистического физлица, банки очень неохотно кредитуют малый и средний бизнес. Из-за того, что доходы бизнеса плохо поддаются прогнозам, и в любой месяц может пойти убыток, банки закладывают в процентную ставку огромные риски, и кредиты становятся «неподъемными» для многих.
И в этом случае лизинг приходит на помощь. Как мы отметили выше, при лизинге имущество не переходит в собственность тому, кто им пользуется. Это означает, что риски для лизинговой компании будут меньше, чем для банка при бизнес-кредитовании. А отсюда – более простое оформление (отбор заявок гораздо мягче), и меньше переплата.
Но есть и более важные пункты, которые показывают выгоду лизинга для бизнеса. Разберем на примере автомобильного лизинга:
- лизинг снижает сумму налога на прибыль . Дело в том, что платежи по лизингу переносятся на себестоимость, тогда как при покупке автомобиля за собственные средства его стоимость будет переноситься на себестоимость в виде амортизации по обычным правилам. Так, если срок полезного использования автомобиля – 5 лет, его стоимость будет списываться в виде амортизации все 5 лет (и в месяц будет выходить совсем небольшая сумма). При лизинге доступна ускоренная амортизация, к тому же всю сумму лизингового платежа, кроме НДС, можно включить в состав расходов по налогу на прибыль;
- лизинг дает право вычета по НДС . Так, если организация купила автомобиль, она может применить вычет в размере НДС со всей стоимости авто единоразово. В случае с лизингом в вычет по НДС можно включать весь налог на добавленную стоимость – как на сам автомобиль (пропорционально его стоимости), так и на плату за лизинг (которая идет вместо процентов). Соответственно, можно списать с суммы НДС к уплате всю сумму налога, которая включается в платеж лизинговой компании;
- автомобиль, находящийся в лизинге, не попадает на баланс компании . Это не отменяет необходимости платить транспортный налог (его платит по согласованию или лизинговая компания, или клиент), но используемый компанией автомобиль не будет отображаться ни в активах (как ТС), ни в обязательствах (как долг по кредиту);
- минимальный первоначальный платеж составляет от 5 %, тогда как по кредиту на транспорт или оборудование первый взнос гораздо выше;
- большую часть бюрократических обязанностей (постановка на учет, оформление страховки или даже периодическое техобслуживание) берет на себя лизинговая компания. Правда, все ее расходы так или иначе будут включены в лизинговую плату;
- лизинговая компания – не банк, и может предложить индивидуальные, более гибкие условия . Например, для сфер деятельности с выраженной сезонностью компания может установить график платежей, которые будут снижаться в несезон и вырастать в сезон.
Другими словами, лизинг с точки зрения компании или ИП на основной системе налогообложения будет гораздо выгоднее традиционного кредита за счет экономии на налогах и того факта, что сам по себе автомобиль остается в собственности лизинговой компании (что для бизнеса не так критично, как для частного владельца).
Право выкупа объекта лизинга по остаточной стоимости – в данном случае не настолько важно, как для обычного гражданина. Дело в том, что бизнес эксплуатирует транспорт в более жестких условиях, и срок его годности примерно соответствует сроку полезного использования. К окончанию срока договора лизинга имущество будет, скорее всего, изношено так, что его остаточная стоимость будет символической – но бизнесу может быть выгоднее как раз не выкупать его, а оформить новый договор на новую технику. С другой стороны, при не очень интенсивном использовании имущество можно будет купить все равно за остаточную стоимость и эксплуатировать после этого как угодно долго.
Как нам пояснили в компании «Газпромбанк Автолизинг», выгода присутствует не для всех компаний – а преимущественно для тех, кто работает на основной системе налогообложения – они смогут сэкономить до 40% только на налоге на прибыль и НДС. К тому же в лизинговые платежи можно вписать и некоторые дополнительные расходы, которые тоже будут снижать налоговую нагрузку клиента.
На каких условиях сейчас оформляют лизинг
В России работает достаточно много лизинговых компаний, часть из них связана с крупными банками (Газпромбанк, Сбербанк, Альфа-Банк, ВТБ и т.д.). То есть, лизинг – это своего рода «продолжение» банковского бизнеса. Но есть и независимые компании, и даже специализированная государственная компания (ГТЛК – она занимается крупными проектами вроде поставок воздушного транспорта или массовых поставок пассажирских автобусов в города).
Условия и процедура оформления лизинга на автомобиль мало чем отличается от оформления автомобильного или иного кредита – нужно точно так же собрать определенный пакет документов, подать заявку в лизинговую компанию, компания примет решение, после чего будет оформлена поставка оборудования.
Но важно обратить внимание на некоторые пункты, которые с точки зрения лизинга будут важны:
- обязанность по уплате транспортного налога . Уведомление ФНС присылает по адресу регистрации транспортного средства, но кто будет непосредственно платить налог – определяется условиями договора лизинга. Даже если эта обязанность возложена на лизинговую компанию, она просто перенесет эту сумму в платеж по лизингу – но в этом случае клиент хотя бы не получит штрафных санкций за неоплату налога;
- обязанность по оплате полисов каско и ОСАГО . Скорее всего, страховка будет обязательным условием договора лизинга – потому что это позволит лизинговой компании вернуть все свои деньги, даже если авто попадет в ДТП. Но нужно заранее оценить все условия страхования – кто платит премию по договору и на какой срок оформляется полис;
- сумма выкупа. Это сумма, по которой лизингополучатель сможет выкупить имущество в конце срока договора. Это может быть как символическая сумма (1000 рублей), так и более существенная – и на это нужно обратить внимание;
- вид платежа . Погашение стоимости автомобиля может происходить по-разному – аннуитетными или регрессными платежами. В первом случае будет меняться соотношение погашения стоимости ТС и лизинговой платой (в начале проценты всегда больше), во втором – сумма платежа будет уменьшаться за счет снижения суммы лизинговой платы. Второй вариант выгоднее, но не всегда у компании есть возможность платить больше в начале срока;
- возможность досрочно выкупить автомобиль . Как правило, досрочный выкуп допускается, когда с начала действия договора прошел определенный срок (обычно – 12 месяцев, но может быть и 1 месяц, и 24 месяца). Будет лучше, если прямо в договоре будет указан график изменения выкупной суммы – то есть, стоимость авто для полного выкупа в каждый момент срока договора.
Что же касается конкретных условий лизинга, они определяются каждым лизингодателем в индивидуальном порядке. Можно выбрать любую компанию, желательно – их числа крупнейших, потому что они более надежны (нельзя забывать, что автомобиль остается в собственности лизингодателя). Лучше ориентироваться на рейтинги – так, недавно агентство «Эксперт РА» составило Топ-10 компаний рынка автолизинга в России, и туда вошли крупнейшие фирмы – в том числе «Газпромбанк Автолизинг», занявший 9 строчку рейтинга (что соответствует почти 8,5 тысячам сделок).
Чтобы понять примерный порядок цифр, мы просчитали ежемесячный платеж в нескольких лизинговых компаниях при условии оформления договора на автомобиль стоимостью 1,5 миллиона рублей, с первоначальным взносом в 500 тысяч рублей, на срок в 36 месяцев. Цифры мы затем сравнили с приблизительными суммами платежей по автокредитам с теми же условиями:
Автолизинг
Автокредиты
Как видно, за счет ряда условий лизинг все же предполагает чуть большие платежи, чем автокредиты. Но учитывая, что лизинговая компания берет на себя часть обязательств, разница по итогу будет не очень большой. А если учесть налоговую выгоду, лизинг для компании окажется намного выгоднее, чем автокредит для частного лица.
Но есть еще один очень весомый плюс – государство с некоторых пор активно поддерживает лизинг.
Как работает государственное субсидирование
Государство уже несколько лет активно поддерживает лизинг в России – например, сейчас значительная часть поставок пассажирских автобусов в регионы идет именно по программам лизинга, как и поставки воздушного, морского или железнодорожного транспорта. Фактически лизинговые компании заменяют собой банки, но без избыточного регулирования и с более гибким подходом к каждому клиенту.
Существует несколько программ поддержки лизинга, но с автотранспортом работает одна – «Автопром». Ее основные условия такие:
- предоставляется на покупку коммерческой колесной техники, произведенной в России . Это легковые, грузовые автомобили и автобусы, производство которых до определенного уровня локализовано в России, произведенные в 2021 году;
- есть ограничение по маркам и моделям транспорта, участвующим в программе;
- сумма составляет до 10% от стоимости ТС, но не более 500 тысяч рублей;
- требования к клиенту стандартные – наличие лицензии на осуществляемые виды деятельности, отсутствие претензий со стороны налоговых органов и проблем в кредитной истории.
Как пояснили нам в компании «Газпромбанк Автолизинг», субсидия представляет собой компенсацию части стоимости транспортного средства. С точки зрения клиента это скидка в размере до 10% от стоимости ТС – фактически ее предоставляет лизинговая компания, которая затем получает эту сумму от Минпромторга.
Пока возможности программы ограничены – Минпромторг отобрал для участия в программе лишь 15 лизинговых компаний (хотя всего их около 100), и выделил им финансирование в размере 3,8 миллиардов рублей. Как считают в компании, этой суммы хватит лишь на до лета, а чтобы она существовала и дальше, нужно дополнительное финансирование.
В отрасли пока остались не очень довольны тем, как Минпромторг распределил финансирование – многие региональные компании фактически остались без финансирования, «выпав» из программы по формальным признакам (а действующий механизм отвечает интересам лишь крупнейших федеральных компаний, что вредит репутации самого лизинга.
Отметим, что в прошлом году в России стартовала программа «Доступная аренда», которую также курирует Минпромторга. Это еще более упрощенный вариант аренды автомобилей, предназначенный, в том числе, и для физических лиц. Выделили на программу ненамного меньше, чем на «Автопром» – 2,5 миллиарда рублей, все это должно начать двигать авторынок к так называемой «шеринговой» модели и модели подписки.
Возможные риски для клиентов
Говорить о возможных рисках для клиентов лизинга стоит, учитывая финансовое положение этих самых клиентов. Как показали итоги «пандемического» 2020 года, около 20% всех активов лизинговых компаний попали в категорию проблемных – клиенты попросту не могли обслуживать свои договоры. Лизинговые компании пошли навстречу своим потребителям и предложили им программы реструктуризации (всего она затронула до четверти всего портфеля).
Так что основной риск в лизинге для клиента – возможность остаться и без денег, и без автомобиля в случае проблем с бизнесом.
Но есть и некоторые другие потенциальные опасности от таких сделок:
- клиент обязуется обслуживать ТС у официального дилера , вплоть до капитального ремонта – при неблагоприятном стечении обстоятельств это будет дорого. Можно договориться с компанией так, что именно она будет обслуживать авто, но тогда лизинговая плата вырастет на еще большую сумму;
- на лизинговом автомобиле запрещено выезжать за границу ;
- автомобиль может быть не только в лизинге, но и в залоге у банка из-за проблем лизинговой компании. Такое бывает редко (все же лизинговых компаний в стране не так много), но риск все же существует – при выкупе авто по истечению срока действия договора клиент в этом случае не сможет переоформить на себя покупку;
- могут быть проблемы при полном закрытии договора – если компания по каким-то причинам будет тянуть с закрытием, все это время клиент не сможет переоформить на себя автомобиль (а компания при желании вообще может его изъять).
Кроме того, стоит обратить внимание на некоторые особенности лизинга. Так, при страховании по договору каско выгодоприобретателем указывается лизинговая компания, и при угоне авто или серьезном ДТП компенсацию получит именно компания. Но может быть так, что страховщик выплатит всю сумму, а потом выяснит, что авто угнали из-за неосторожности водителя – ему предъявят регресс на всю сумму.
Есть и вопрос со штрафами – обычно лизинговые компании оплачивают штрафы за водителя быстро и с 50%-ной скидкой (так как уведомления приходят именно компании). Но если компания не успеет отреагировать и оплатить штраф в 20-дневный срок, водителю придется оплачивать все 100% его суммы.
Тем не менее, лизинг остается практически самым удобным и выгодным способом обновить материальную базу для бизнеса при отсутствии средств на это – несмотря на все условия, ограничения и риски.
Я купил машины в лизинг и наделал ошибок
Антон оформил машины на своё ООО, а выкупил на себя, при этом ошибся с платежами и чуть не лишился машин.
Эксперт — Антон, предприниматель. Фамилию по просьбе героя не называем — бережем от врагов и конкурентов. Записалa Наталья Болдырева.
Лизинг оказался выгоднее кредита
У меня компания, которая продает, устанавливает и обслуживает системы безопасности. Мы работаем с крупными сетями вроде Декатлона и Леруа Мерлен. В 2014 году мне понадобились две машины — для фирмы и для себя.
Я сразу решил оформлять автомобили в лизинг, потому что это дешевле, чем кредит. В лизинговой компании ставка была 6-7% годовых, тогда как кредит обошелся бы в два раза дороже. Еще я мог получить налоговый вычет по НДС. Работаю на основном налоговом режиме, поэтому мог уменьшить стоимость машин на размер налога.
Взять машину в лизинг — это арендовать ее с правом выкупа. Ради выкупа всё и затевается — только из-за аренды лизинг оформляют редко. Пока машину окончательно не выкупили, она принадлежит лизинговой компании, и только после последнего платежа переходит в собственность.
Если просрочить платежи, компания может забрать машину, а внесенные деньги не возвращать. Меня это не смущало: низкая ставка и возможность получить вычет были важнее.
Выкупной платеж — 1000 рублей
С лизинговой компанией мы подписали договор с графиком платежей и размером ежемесячного взноса. Брали две машины, но договор был один. Я оформил Мазду 3 за 820 000 рублей и Ладу Ларгус за 415 000 рублей. Платить нужно было три года.
Сразу же в договоре мы прописали размер выкупного платежа — 1000 рублей. Это последний платеж, после которого машина переходит в собственность. Еще обозначили, на кого оформляем: я указал себя как физлицо. Получилось так: за машины мы платили со счета компании, но выкупной платеж вносил уже я.
Чем опасно выкупать машину на себя
Нельзя платить со счета другой компании
Через полтора года юрлицо, на которое я оформлял машины, стало недействующим. Мы не ликвидировали его, но дела уже не вели. Дальше платежи за машины я вносил со счета другого юрлица, но в назначении платежа писал: «Оплата по такому-то договору за такое-то ООО».
Через несколько месяцев мне пришло письмо: «Ваш договор расторгнут, просим вернуть машины». В глазах лизинговой компании это выглядело, как будто я перестал платить.
Когда я объяснил ситуацию, мне предложили окончательно выкупить машины в собственность. Это нужно было сделать со счета компании, на которую оформлял договор и которой уже не занимался.
Я вносил платежи со счета другого юрлица и мне пришло письмо: «Ваш договор расторгнут, просим вернуть машины»
Я быстро переоформил машины на действующее юрлицо. Это пришлось делать через суд: лизинговая компания ранее установила запрет на любые операции с машинами.
В итоге всё равно получилось выгодно: за Мазду переплатил 230 000 рублей, за Ладу Ларгус — 125 000 рублей.
Кредит или лизинг для юрлиц в 2019 году
Антон оформлял машины в лизинг в 2014 году, и тогда это было выгоднее кредита. Мы решили посмотреть, изменилось ли что-то в 2019 году или нет. Цифры общие, но в целом помогут разобраться.
Чем лизинг отличается от кредита
На покупку автомобиля или оборудования для предприятия можно взять кредит или оформить договор лизинга. Разбираем, то такое лизинг, чем он отличается от обычного кредита и в чем его преимущества и недостатки.
Что такое лизинг простыми словами
Лизинг — это долгосрочная аренда оборудования, автомобиля, недвижимости с последующим выкупом. То есть человек или организация получает имущество, пользуется им и постепенно расплачивается за него.
Для кого подходит лизинг и в чем его суть
Лизинговые операции в России контролируются Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)». В нем сказано, что лизинговая компания может передавать имущество и физическим лицам (например, при покупке автомобиля), и предприятиям.
Чаще всего эта схема применяется во втором случае — когда имущество передают в аренду организациям. Предприятие обращается в лизинговую компанию. Компания покупает имущество и передает его предприятию в долгосрочную аренду — иногда вплоть до окончательного износа этого имущества. Предприятие в течение всего срока аренды вносит платежи согласно условиям договора, а в конце срока может выкупить имущество по остаточной стоимости.
Для каких товаров используют лизинг
Лизинг используют для приобретения конкретного продукта. По закону предметом лизинга могут быть любые предприятия и имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество. В этот список не входят земельные участки и другие природные объекты.
Участники лизинга
В лизинговой схеме три участника:
- лизингодатель — физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных средств покупает имущество и предоставляет его лизингополучателю. Условия оплаты, срок и результат (переходит имущество в собственность или нет) указывают в договоре.
- лизингополучатель — физическое или юридическое лицо, которое в использует предмет лизинга, платит за него в течение оговоренного срока и выкупает, если это было прописано в договоре
- продавец — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи продает лизингодателю имущество.
Может быть два договора: первый — между продавцом и лизингодателем, второй — между лизингодателем и получателем. При этом тот, кто в итоге пользуется имуществом, может предъявлять продавцу требования к качеству и комплектности товара.
Право собственности
Имущество принадлежит лизинговой компании, пока действует договор. Тот, кто пользуется имуществом, считается арендатором до момента выкупа.
Стоимость и срок услуги
Ставка лизинговых компаний зависит от ключевой ставки, которую назначает Центробанк. Она может быть выше ставки по обычному потребительскому кредиту. Также потребуется первоначальный взнос. При этом у лизинговой компании может быть скидка на покупку товаров у производителя. Или она возьмет на себя оплату страховки или обслуживание товара, если это прописано в договоре.
Срок зависит от предмета лизинга. Он может быть не больше трех лет — например, при аренде автомобиля. А может быть и долгосрочным — например, 10-12 лет при аренде самолетов или недвижимости.
Налоговые преимущества
У лизинговой схемы есть налоговые преимущества. Имущество не покупают, а берут в аренду, оно не стоит на балансе у лизингополучателя до момента выкупа (значит, нет и имущественного налога). Платежи учитываются как расходы — уменьшается налогооблагаемая база и сам налог. Кроме того, для имущества, переданного в лизинг, действует ускоренная амортизация – с коэффициентом не выше 3.
Что будет, если не вносить платежи
Лизинговая компания может досрочно рассторгнуть договоре и забрать имущество, если за его использование перестанут платить. Также в законе сказано: если тот, кто пользуется имуществом, больше двух раз просрочил платежи, деньги с его счета могут списать в пользу лизинговой компании.
Преимущества и недостатки лизинга
Можно сэкономить на налогах
Имущество находится в собственности лизинговой компании до момента выкупа
График платежей составляют индивидуально
Имущество могут забрать в случае просрочек
Меньше требований к заемщику
Лизинговая компания может взять на себя обслуживание товара
Что такое кредит
Кредит — это вид займа, при котором банк выдает деньги под указанный в договоре процент на оплату товаров или услуг. Кредит стоит брать на жизненно необходимые цели, на крупные траты, которые не вписать в горизонт одного года из-за больших платежей.
Для чего берут кредит
Кредит бывает целевым и нецелевым. В первом случае деньги можно тратить на что угодно, во втором — только на цель, указанную в договоре с банком (например, на покупку автомобиля или на оплату образования).
Участники договора кредитования
В кредитном договоре два основных участника — банк и заемщик. Могут участвовать также созаемщик и поручитель.
От заемщика требуют стабильного источника дохода и хорошую кредитную историю, достижения 18-летнего возраста, наличия гражданства РФ, а иногда и прописки в регионе присутствия банка.
Право собственности
Товары, купленные на кредитные средства, принадлежат покупателю. Исключения — кредиты с залогом. В этом случае имущество, находящееся в залоге, принадлежит банку до момента полной выплаты кредита.
Стоимость и срок услуги
Ставка по кредиту также зависит от ключевой ставки Центробанка. В первой половине 2022 года она находилась в диапазоне от 5,9 до 40% годовых. Первоначальный взнос зависит от банка и программы, но зачастую он вообще не требуется.
Источник https://bankstoday.net/last-articles/vmesto-avtokredita-mozhno-oformit-avto-v-lizing-rasskazyvaem-vse-chto-nuzhno-znat-ot-teorii-do-realnyh-uslovij
Источник https://delo.modulbank.ru/all/leasing
Источник https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10973614