Международный валютный фонд: что это такое и зачем он нужен
В мире есть организация, которая следит за финансами государств — Международный валютный фонд. Он контролирует бюджеты других, выдаёт кредиты и советует правительствам. Разберём подробнее, что это за могущественная структура.
Международный валютный фонд или МВФ — глобальная спецорганизация ООН со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. Она следит за стабильностью финансовой системы мира. В МВФ входят 189 стран-членов и трудятся больше 2 500 сотрудников из 148 стран.
История. Идея фонда родилась в 1944 году на конференции ООН. Тогда 44 страны проголосовали за его создание, потому что не хотели повторения Великой депрессии. Они подписали Бреттон-Вудское соглашение, согласно которому к доллару США привязывались мировые валюты, а сам доллар — к золоту. Только одна страна, СССР, была против и не подписала документ. К МВФ мы обратились только в конце 80-х.
МВФ учредили 27 декабря 1945 года, но работать он начал с марта 1947 года. Фонд помогал странам пережить последствия Второй мировой войны и выдавал краткосрочные кредиты для поддержания платёжного баланса. Первым заёмщиком стала Франция.
В 1971 году «золотовалютный стандарт» отменили: президент США Ричард Никсон объявил о его временной приостановке. Предыдущее десятилетие курс доллара к золоту считался завышенным, а война во Вьетнаме и рост цен на нефть зафиксировали крах системы. Через пять лет подписали новый документ — Ямайские соглашения о свободной торговле валютой: курс валюты не фиксируется, а формируется на основе спроса и предложения. Эти правила действуют до сих пор.
В истории МВФ было два периода быстрого роста государств-членов: присоединение африканских стран в 60-е и во время распада СССР и Восточной Европы. С 1989 до 1991 год количество стран в МВФ увеличилось с 152 до 172. Роль фонда возросла, потому что он регулировал переход вновь образованных государств от плановой экономики к рыночной и предоставлял займы в обмен на преобразования. Грузию, Молдову, Украину и Армению фонд кредитует до сих пор — на конец 2018 года общий заём для этих стран равнялся 12 млрд долларов США.
Ипотечный кризис США 2008 года вновь укрепил влияние МВФ. Фонд пересмотрел принципы кредитования членов и ввёл новые правила финансовой поддержки, которая в некоторых случаях может превышать ранее установленные лимиты. Общий объём денег на кредиты вырос до 750 млрд долларов, потому что ведущие страны-члены МВФ готовы финансировать фонд за счёт собственных средств.
Структура. Возглавляет фонд директор-распорядитель Кристин Лагард и её четыре заместителя. Они подчиняются Совету управляющих, который состоит из представителей стран-членов. Обычно это сотрудник Минфина или центробанка страны, поэтому Россию в МВФ представляет министр финансов Антон Силуанов и председатель Банка РФ Эльвира Набиуллина. Совет собирается ежегодно на совместном совещании МВФ и Всемирного банка.
Операционную деятельность ведёт исполнительный совет, который также возглавляет Кристин Лагард. В него входят 24 исполнительных директора, представители стран-членов. У восьми стран собственные директора: США, Великобритания, Саудовская Аравия, Япония, Китай, Германия, Франция и Россия. Остальные страны объединены в группы, каждая под руководством одного директора. Исполнительный директор от России — Алексей Можин, его заместитель — Лев Палей.
Фонд делится по территориальному и функциональному принципам. В состав входят департаменты по территориям: Европейский, Африки, Стран Западного полушария и другие; и департаменты по направлениям: финансовый, бюджетный, исследовательский, статистики и др.
Задачи. Главное для МВФ — сохранить стабильность валютных курсов и рост международной торговли. Основными функциями фонд считает: рекомендации государствам по вопросам развития экономики, кредитование, техподдержку и подготовку кадров.
МВФ сосредоточен на глобализации — всемирной унификации стран. Чтобы сохранять экономическое равновесие в мире, страны должны стать похожими друг на друга, независимо от культуры, истории и религии. В прошлом году фонд отметил чрезмерный дисбаланс в мировой экономике, поэтому он рекомендует странам с дефицитом бюджета, США и Великобритании, поощрять сбережения и конкурентоспособность. Странам с профицитом бюджета, Германии, Японии, Швеции и Сингапуру, стимулировать инвестиции и конкуренцию.
Исследования. МВФ регулярно выпускает исследовательские отчёты:
- « Перспективы развития мировой экономики »;
- « Доклад по вопросам глобальной финансовой стабильности »;
- « Бюджетный вестник »;
- доклады о перспективах развития региональной экономики .
Финансы МВФ
Финансирование. Бюджет МВФ формируется из разных источников. Главный — взносы государств-членов, т.н. «квоты». Квота для каждого государства своя. Она рассчитывается по формуле, в которой учтён вес страны в мировой экономике. Квота — право и обязанность одновременно. Она определяет сумму ежегодного взноса, максимальный объём кредитования и количество голосов.
Формула расчёта квоты:
0,50 * ВВП + 0,30 * финансовая открытость + 0,15 * экономическая изменчивость + 0,05 * международные резервы.
Общий объём квот на 189 стран — 477 млрд СДР или 686 млрд долларов США. СДР или специальные права заимствования — собственная расчётная единица МВФ, которая действует с 1969 года. Курс СДР считается ежедневно в полдень по Лондону. Он привязан к корзине валют, которая пересматривается раз в пять лет. С 2016 года в корзину входят доллар США, евро, фунт стерлингов, иена и юань.
Доллар США Евро Фунт стерлингов Японская иена Китайский юань 0.58252 0.38671 0.085946 11.900 1.0174 Рис. 5. Состав валютной корзины для СДР
Квота определяет процент голосов. Всем выдают одинаковое базовое количество голосов. За каждые 100 тысяч СДР государство получает ещё один голос. Страна обладает правом вето, если у неё более 15% от общего количества голосов. Единственный член с правом вето — США с более 17% голосов.
Квоты — первая линия поддержки заимствований в МВФ. Чтобы у фонда хватило денег на кредиты, он подписывает многосторонние и двусторонние соглашения со странами. Они гарантируют МВФ доступ ещё к 182 млрд СДР и 316 млрд СДР соответственно.
Кредиты. МВФ даёт деньги странам не на конкретные проекты, а на восстановление платёжного баланса. Если страна не может рассчитаться с соседними государствами за товары и услуги, её поддержит МВФ. Также фонд помогает странам в кризисе стабилизировать экономику и добиться роста. МВФ выдаёт кредиты по рыночным ставкам. Однако для развивающихся стран ставки ниже — вплоть до нулевых.
На середину 2019 года МВФ окажет финансовую помощь 75 странам на общую сумму 61 млрд СДР или 85 млрд долларов США.
Перед выдачей кредита МВФ оценивает центробанк страны, чтобы определить, сможет ли он рассчитаться в срок. В прошлом году фонд оценил почти 100 центробанков мира, а 60 из них регулярно мониторит. Вот на что смотрят эксперты:
- как проводиться внешний и внутренний аудит центробанка;
- какая структура центробанка;
- зависит ли от органов власти; как формируется финансовая отчётность;
- какой контроль за бизнес-процессами внутри банка.
На 30 апреля 2018 года только два заёмщика имеют просрочку по кредиту свыше шести месяцев. Это Сомали — 239 млн СДР и Судан — 966 млн СДР. Общий долг — 1,2 млрд СДР или 1,6 млрд долларов.
МВФ и Россия
Россия стала членом МВФ после распада СССР — 01 июня 1992 года. СССР не вступал в члены из-за холодной войны, но в конце 80-х стране понадобились деньги. Михаил Горбачёв просил МВФ принять страну в членство и кредитовать. В ответ МВФ рекомендовал перейти от плановой экономики к рыночной. Для этого надо было приватизировать госкомпании, не препятствовать импорту товаров, урезать финансирование сельского хозяйства и промышленности. Такие меры МВФ, как правило, рекомендует всем развивающимся странам, которые обращаются за кредитами.
В 90-е Россия получила кредитов на 22 млрд долларов США. Однако в 2000-х политика поменялась — правительство решило больше не зависеть от иностранных кредитов. Поэтому в 2005 году мы досрочно погасили последний долг в размере 3,3 млрд долларов, и с тех пор Россия сама кредитует другие государства. С 2010 года деньги на кредиты берутся из международных резервов РФ. Россия обещает обеспечить 10 млрд долларов США для кредитования МВФ.
В России есть постоянное представительство МВФ, которое возглавляет Габриэль Ди Белл. Он следит за развитием экономики страны и регулярно готовит доклады. Последний — от октября 2018 года. Он считает, что Россия подготовилась к кризисам: бюджетный профицит, низкий госдолг и плавающий курс валюты. Однако он видит и ряд препятствий для развития экономики: большая доля госкомпаний, перекос в распределении доходов, мало жителей, низкий поток инвестиций и недостаточный объём экспорта.
Кратко
МВФ — организация, которая контролирует мировые финансы. Она основана на членстве и включает 75% всех государств в мире. Голоса распределяются между странами по весу в мировой экономике. Больше всего голосов у США — они единственные, кто имеет право вето. Фонд кредитования МВФ — 750 млрд долларов США. На середину 2019 года МВФ планирует предоставить кредиты 75 странам на общую сумму 85 млрд долларов США. Вместе с кредитом фонд даёт рекомендации по изменении экономики и политики заёмщика. Если рекомендации не выполняются, транши прекращаются. Россия закрыла последний долг перед МВФ в 2005 году. Теперь мы кредитуем сами.
Международная финансовая организация предоставила кредит нескольким странам
Кредиты от МВФ обычно ассоциируются с «проблемными» странами, у которых практически не осталось иных выходов. Среди таких стран когда-то была и Россия. Все страны, которые получают кредиты от МВФ, обычно должны провести какие-то реформы, и часто – весьма болезненные. Но зачем фонд выдвигает такие требования, и почему страны вынуждены их выполнять? Разбираемся в теме вместе с экспертами.
Чем вообще занимается МВФ
Все примерно представляют себе роль Международного валютного фонда как кредитора для государств. Но государства могут получать кредиты еще и от Всемирного банка, от Европейского банка реконструкции и развития, да и от других государств. У МВФ же роль немного другая, но сначала немного об истории фонда.
Все началось на известной Бреттон-Вудской конференции в США, которая проходила в июле 1944 года. На конференции было решено создать МВФ, спустя полтора года 29 стран подписали устав фонда, капитал которого изначально составил 7,6 миллиардов долларов (это и сейчас много, а по меркам того времени сумма была заоблачная). Уже в 1947-м МВФ начал проводить финансовые операции.
Сейчас в МВФ уже 184 государства, а капитал фонда (сумма долей всех стран) почти достигла 300 миллиардов долларов. Управляет фондом Совет управляющих, в котором представлены все страны-участники, а оперативное управление закреплено за Исполнительным советом, состоящим из 24 директоров. Они выбирают директора-распорядителя, который фактически управляет МВФ.
Кстати, по соглашению между США и Европой на эту должность принято назначать экономистов из стран Западной Европы (хотя сейчас МВФ руководит Кристалина Георгиева из Болгарии). При этом руководителями Всемирного банка обычно назначают американских экономистов.
Основная цель работы МВФ – это обеспечение стабильности международной валютно-финансовой системы, системы обменных курсов и международных расчетов. То есть, всего, что касается международных валютно-финансовых отношений. Это нужно для того, чтобы предупреждать финансовые и экономические кризисы, не допускать резкого взлета инфляции или слишком сильных колебаний валютных курсов.
Чтобы все это было возможно, за МВФ закреплены 3 основные функции:
- надзор за экономикой . Каждая страна обязуется открыть свои финансовые показатели для надзора со стороны фонда. Обычно представитель МВФ посещает каждую страну, входящую в него, раз в год, и встречается с представителями финансовых и политических кругов. Еще МВФ отслеживает основные изменения в глобальной экономике и публикует важные обзоры и отчеты;
- кредитование (финансовая помощь). Такая помощь от МВФ позволяет государствам преодолевать временные трудности с платежным балансом – пока власти проводят нужные реформы, дефицит платежного баланса закрывается за счет кредитов от фонда;
- техническая помощь . Это касается разных сфер деятельности – начиная с обучения кадров для государственного управления, и заканчивая помощью в налоговой, бюджетной, денежно-кредитной политикой и надзором над финансовой и банковской системами.
Основным инструментом выступает, конечно же, кредитование государств. Такие кредиты могут выдаваться на разных условиях и в разных размерах, но неизменно только одно – МВФ готов давать деньги странам при соблюдении ими определенных условий. Это, с одной стороны, вызывает поток критики (никому не нравятся непопулярные меры), но с другой – обеспечивает возвратность средств (пока из всех государств-заемщиков серьезные просрочки допускали считанные единицы).
Почему к кредитам обязательно идут реформы?
Пока больше всего кредитов от МВФ получили несколько стран: на первом месте Аргентина, потом идут Греция, Украина, Египет, Пакистан, Ирак и Тунис. Это те страны, которые столкнулись в свое время с финансовыми проблемами, и без помощи со стороны МВФ не могли бы с ними справиться.
Почему так происходит, нам объяснил Виталий Манкевич из РАСПП. По его словам, все дело – в популизме властей:
МВФ – это глобальный институт развития. Задача МВФ – помогать государствам проводить экономическое развитие. Обычно к МВФ обращаются не от хорошей жизни, когда экономика страны находится в жестком экономическом кризисе. Обычно этот кризис связан с популистской политикой страны с переходной экономикой и слабыми институтами. Власть и системы управления в таких странах неустойчивы, и держатся на лояльности групп влияния, поэтому лидеры страны обычно покупают лояльность за счет раздачи денег, которых нет: в результате у чиновников, бюджетников, военных и других категорий населения, на которые ориентируется правящий популистский режим, доходы поддерживаются на искусственно высоком уровне, а реальных ресурсов для их выплаты нет, что приводит к печатанию необеспеченных денег и увеличению госдолга.
Виталий Манкевич, президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей.
То есть, финансовые проблемы часто – следствие неумелой политики государства, когда власти больше заботятся о собственном рейтинге, чем о долгосрочной стабильности. Так, одним из самых ярких примеров такой политики может служить Греция – власти буквально фальсифицировали статистические данные для вступления в ЕС, а потом «проедали» все деньги, которые получали. Итог – кризис и режим жесткой экономии.
МВФ считают «кредитором последней надежды». То есть, фонд кредитует страны, которые не в состоянии найти финансирование где-либо еще, и финансовое положение которых ставит под угрозу существования государства. Таким странам обычно отказывают другие кредиторы из-за низких кредитных рейтингов, но у МВФ свой, особый подход.
Всего у МВФ около 10 программ помощи странам, каждая из которых разработана под определенные условия в зависимости от глубины кризиса. Но для государства-получателя денег все сотрудничество строится примерно по одной модели:
- страна подает заявку на сотрудничество с МВФ;
- фонд разрабатывает программу противодействия кризису;
- согласовывается общая сумма кредита на всю программу;
- программа разбивается на отдельные этапы, каждому из которых соответствует определенная часть кредита – транш;
- по мере выполнения программы государство получает транши;
- когда приходит срок – государство выплачивает долг на оговоренных условиях.
В этом и заключается особая роль МВФ – ее можно кратко описать как «деньги в обмен на реформы». Дело в том, что выдавать деньги «проблемным» странам просто так крайне рискованно, потому что эти страны практически гарантированно не вернут их (а пустят на бюджетные расходы, то есть, «проедание»).
Сами по себе программы МВФ зависят от конкретной ситуации в экономике страны, которая получает деньги. Например, Украина получает кредиты от МВФ, если выполняет два блока условий:
- макроэкономическая стабилизация – Центробанк должен вести взвешенную монетарную политику, бюджет должен быть с умеренным дефицитом, инфляция не должна выходить за определенные пределы и т.д.;
- экономические реформы – чаще всего это дополнительные условия по социальным программам (например, отказ от субсидирования тарифов ЖКХ, повышение пенсионного возраста), которые нужны для сбалансирования бюджета.
То есть, МВФ выдвигает такие требования, чтобы страна сократила расходы бюджета и обеспечила достаточно условий для возврата кредита. И, поскольку требования МВФ непосредственно касаются выделения денег, правительства с ними обычно не спорят.
Результаты таких программ могут быть разными, говорит Виталий Манкевич:
МВФ дает деньги не просто так, а ожидает их возврата, поэтому для получателя ставится ряд условий, которые по мнению МВФ должны оздоровить экономику. Эти условия получили название Вашингтонского консенсуса. Как правило, МВФ требует роста коммунальных тарифов, сокращения зарплат госслужащих, приватизацию государственных активов, сокращение расходов бюджета, снижение налогов, либерализация рынков. По мнению МВФ эти принципы должны помочь стране начать жить «по средствам» и создать предпосылки для долгосрочного и устойчивого экономического роста.
Однако, реформы не всегда помогают прийти к нужному результату. С одной стороны, мы имеем успешный российский сценарий, когда МВФ давали России деньги после дефолта. Россия сократила госрасходы, снизила налоги и перешла к жесткой бюджетно-налоговой политике, в результате в 2000-е в стране был запущен новый цикл экономического роста, с другой стороны есть соседняя Украина, которая также провела экономические реформы после кризиса 2014-2015 гг., но аналогичных российским темпов экономического роста достичь не удалось.
Виталий Манкевич, президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей.
Сами по себе кредиты могут быть разных видов, вот некоторые из них:
- кредиты Stand-By – через них предоставляется большая часть кредитов. Это именно те кредиты, по которым МВФ ставит дополнительные условия выдачи очередных траншей. Ставка, как и по другим не льготным кредитам, привязывается к рыночной;
- гибкая кредитная линия – дается на 1 или 2 года, причем относительно успешным в плане экономики странам. Соответственно, связи с реформами и особой программы нет – это просто финансирование в виде кредитной линии;
- механизм расширенного кредитования – это более широкая программа, чем кредиты Stand-By. Такой механизм получают страны, которые нуждаются в преодолении серьезных проблем, требующих фундаментальных реформ. По этому механизму даже сроки больше, чем по Stand-By (до 4 лет).
Каждый конкретный кредит выдается по индивидуальным условиям, но чаще всего МВФ использует программу Stand-By, отмечает Олег Богданов из QBF. Результативность ее может быть разной:
Большинство стран, как правило, использовали кредитную линию SBA, так называемые кредиты «Stand-By». Эта программа действует с 1952 года. Она предполагает краткосрочные заимствования: могут быть 12-24 месяцев, но не более 36 месяцев. Ставка по кредиту, 50 базисных пунктов, берется исключительно за обслуживание. Кредит предназначен для поддержки государств, где осуществляются экономические реформы. Как правило, «Stand-By» таргетирует дефицит бюджета, то есть помогает правительству различных стран ликвидировать финансовые дисбалансы. Поэтому возникают требования по повышению доходной части бюджета. Следовательно, правительству нужно сокращать расходы, резать зарплаты бюджетника, повышать тарифы.
Кредит «Stand-By» выделяется траншами. Если правительство выполняет все условия, то после первого транша идет второй и т. д. Список, стран, которые получали эти кредиты очень большой – от Мальдивов до Украины. Самые большие кредитные линии были предоставлены Мексике 29 млрд. долл., Польше 12 млрд., Ирландии 9 млрд. Понятно, что не везде кредиты «Stand-By» выполнили свою функцию, реформы шли по-разному: успешно в Польше, Венгрии и, мягко говоря, не очень результативно на Украине, которая получила 4 млрд. долларов ещё в 2010 году.
Олег Богданов, ведущий аналитик.
То есть, кредит Stand-By не зачисляется в бюджет, более того, МВФ требует, чтобы бюджет стал более сбалансированным и чтобы правительство не искало дополнительные варианты покрытия дефицита.
Зачисляется же такой кредит чаще всего в золотовалютные резервы, отмечает доцент РЭУ им. Плеханова Аяз Алиев:
Кредит МВФ основном направлен странам, которым необходимо пополнить свои международные резервы, стабилизировать валюту, продолжать оплачивать импорт и восстановить условия для активного экономического роста. Исходя из этого требованием выступает сокращение госдолга, расходов бюджета, соответственно сокращение выплат бюджетникам, снижение расходов на защиту природы, расходов на образование, медицину являются основными инструментами сокращения расходов бюджета.
Аяз Алиев, к. э. н., доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Другими словами, деньги МВФ нельзя просто взять и направить в доходы бюджета – они попадают в экономику через банковскую систему, что дает дополнительные гарантии возвратности.
Нужны ли вообще кредиты МВФ?
МВФ, как сказано выше, не просто выдает деньги – фонд помогает странам выйти из сложного финансового положения. В перспективе это должно пойти на пользу всем жителям страны, но есть и минус – без непопулярных мер здесь обойтись невозможно. Поэтому помощь от МВФ часто воспринимается неоднозначно, тем более что есть как положительные, так и отрицательные примеры.
Примерно с 80-х годов МВФ поставил кредитные программы практически на поток. Например, в Польше и Венгрии в начале 90-х годов именно помощь от МВФ стала залогом успешности рыночных реформ, которые далеко не всегда воспринимались положительно. Но тогда же не состоялась программа сотрудничества со Словакией.
Среди положительных примеров обычно называют такие страны:
- Польша – программа «шоковой терапии» всего за 5 лет обеспечила переход на рыночные основы экономики, а также годовой прирост ВВП в 7%. Правда, еще несколько лет для Польши была актуальна высокая инфляция, которую «сбили» до 1,3% в год только к 2003-му;
- Турция – правительство выполняло все требования программы МВФ с 2001 по 2008 годы, и как итог – реальный рост ВВП страны за 10 лет составил 75%. Реформы были стандартные – урезание государственных расходов, стабильный курс национальной валюты и реформы в экономике и банковском секторе. Хотя впоследствии Турция все же столкнулась и с инфляцией, и с девальвацией;
- Ирландия – получила в 2008 году более 22 миллиардов рублей от МВФ, а основные реформы касались финансового сектора, также был введен новый налог на недвижимость, а налоговые органы получали некоторую автономию. Итог – страна за 10 лет полностью рассчиталась по долгам.
Хотя были и не очень удачные примеры, чаще всего такими считают сотрудничество МВФ со странами Латинской Америки – Боливией, Мексикой и Аргентиной. Именно Аргентина сейчас лидирует по уровню долгов перед МВФ, и ее называют самым неудачным примером. Так, МВФ выставил жесткие требования к властям при выдаче кредита, но затем практически не контролировал их исполнение. В это время местные власти искусственно удерживали курс валюты на низком уровне, расходуя на это золотовалютные резервы. В итоге валюта обрушилась, когда резервы опустели, а страна пережила серию дефолтов и годы галопирующей инфляции.
При этом сотрудничество МВФ с Россией оказалось на редкость успешным. Страна входит в МВФ с 1992 года, и за это время получила от фонда 22 миллиарда долларов. Уже в апреле 1992-го была разработана первая программа помощи России в форме кредита Stand-By на 3 миллиарда долларов. Россия получала транш за траншем вплоть до 1994 года, когда страна оказалась не в состоянии выполнить очередные требования.
Сотрудничество возобновилось в 1995 году, причем власти пообещали сократить дефицит бюджета до 6% ВВП, инфляцию – до 1% в месяц, устранить внешнеторговые льготы и снять ограничения на внешнюю торговлю (в том числе временно отменить пошлины на нефть). В 1996-м Россия получает крупнейший на тот момент кредит в 10,1 миллиардов долларов (правда, получила страна от него только 5,8 миллиардов). Условия – дальнейшее снижение бюджетного дефицита, инфляции, отмена пошлин на экспорт нефти и газа
Программа была заморожена в 1998-м из-за дефолта по внутреннему долгу, но затем сотрудничество продолжилось. Последний транш Россия получила в июле 1999 года.
С 2000 года страна не обращалась за новыми кредитами в МВФ, а взятые ранее были погашены досрочно в 2005 году. С тех пор Россия даже стала государством-донором, а ее квота в общем объеме прав заимствований была увеличена.
При этом соседняя Белоруссия не смогла получить кредит от МВФ из-за неприемлемых условий, отмечает Аяз Алиев:
России в 1992 году МВД предоставил кредит на сумму 1 млрд. долл. для покрытия дефицита бюджета. При этом условие было сохранение дефицита бюджета в рамках 5% ВВП и инфляции на уровне ниже 10%. Таких кредитов было предоставлено несколько до 1998 года. Невозможность выполнения своих обязательств и плохой сбор налогов привели к тому, что помощь от МВФ была заморожена. Россия с 2000 года больше не обращалась за кредитом в МВФ.
Иной пример – это кредит Белоруссии. Белоруссия обращалась в фонд за кредитом на сумму 3 миллиарда долларов под 2,3% сроком на 10 лет. МВФ потребовало реализовать реформ в экономике., в частности развивать конкуренцию на товарных рынках. Белоруссии не удалось договориться по кредиту, т. к. условия осторожной денежно-кредитной политики для сохранения макроэкономической и финансовой стабильности были неприемлемы.
В целом невыполнение требований МВФ может привести к экономическому давлению на страны, которые просили кредит, к сокращению пакета помощи. Серьезного давления Россия не ощутила, размер помощи был несколько снижен и к 2005 году Россия полностью погасила свои долги перед МВФ.
Аяз Алиев, к. э. н., доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Другими словами, в сотрудничестве с МВФ возможен разный исход – как успешное выполнение всех реформ и уверенный экономический рост, так и неудача с последующей стагнацией и обеднением населения.
И не в последнюю очередь результат зависит от властей страны и того, согласны ли они идти на жесткие непопулярные меры, чтобы добиться улучшений в долгосрочной перспективе.
Почему Россия выдает кредиты без дополнительных условий?
Россия – щедрая душа, как знают многие, и готова кредитовать другие страны. Часто эти кредиты не возвращаются (или возвращаются за счет других кредитов – причем тоже выданных Россией). Но при этом кредиты другим странам Россия всегда выдает по решению высшего руководства – главы правительства или президента. И здесь, скорее всего, есть свои особенности.
В «наследство» от СССР Россия получила долги других стран по выданным кредитам. Как правило, СССР кредитовал развивающиеся страны, часто – в Африке или Латинской Америке. Для Советского Союза такие кредиты выполняли 2 основные функции:
- расширение сферы влияния в мире;
- доступ к редким природным богатствам и внутреннему рынку страны (хотя о рынках тогда говорить было не принято).
После распада СССР большинство должников не смогли обслуживать свои долги уже перед Россией, и почти всем из них Россия эти долги списала. В этом часто упрекают власти – дескать, миллиарды долларов долгов перед Кубой могли бы пригодиться Россиянам. Реальная причина списания немного иная – у той же Кубы попросту нет денег на выплату этого долга, а списание обязательств дает возможность российскому бизнесу работать на местных рынках.
Что касается новых долгов, здесь почти всегда замешана политика. Самый яркий пример – соглашение о кредите на 15 миллиардов долларов Украине в 2013 году. На тот момент действующий президент Виктор Янукович постепенно терял влияние в своей стране, а экономика уже как минимум 2 года находилась в предкризисном состоянии. Но Россия не потребовала от Украины никаких реформ – что должно было выгодно отличать «российский» путь от «европейского». Что было потом, все и так знают – Россия успела выдать только 3 миллиарда долларов, которые до сих пор никто не увидел.
По аналогичной схеме выдаются и кредиты Белоруссии – например, на строительство Белорусской АЭС было выделено 10 миллиардов долларов (при том, что и строит ее Россия), а Александр Лукашенко даже заявлял, что на строительстве сэкономили и «лишние» 3 миллиарда долларов можно было бы направить на другие цели. А совсем недавно, уже после старта массовых протестов по всей стране, Белоруссия получает от России новый кредит на 1,5 миллиарда долларов.
Оба этих примера были бы невозможны в случае с кредитованием от МВФ – Украина не получила бы такую сумму без условий по реформам, а Белоруссия не получила бы кредит вообще, поскольку статус Лукашенко в мире более чем спорный.
Но для России основная цель таких кредитов – наращивание политического влияния, и это почти всегда достигается. Жаль, что за счет российских налогоплательщиков.
МВФ и Всемирный банк. Чем занимаются и почему кредитуют страны?
МВФ и Всемирный банк постоянно фигурируют в новостях, причем как в местных, так и международных. То и дело, нам сообщают о том, что эти организации выдают кредиты, ставят странам условия для получения траншей и т.д. Что это за организации, какая между ними разница и зачем они нужны.
Как и когда были созданы эти организации?
В 1944 году состоялась Бреттон-Вудская конференция при участии делегатов из 44 стран. Целью конференции было принять важные решения для восстановления экономик стран, пострадавших после Второй Мировой войны. Тогда же и были созданы МВФ и Всемирный банк – две межправительственные структуры, задачей которых стало восстановление и поддержка экономической стабильности по всему миру. Между тем, задачи, цели, структура, источники финансирования и т.д. у них разные, несмотря на огромное сходство данных организаций в глазах обывателей.
Что у них общего на самом деле?
Если разбираться предметно, то сходств у этих двух организаций гораздо меньше, чем отличий, а именно:
- Обе организации фактически управляются правительствами стран, которые являются их членами.
- Почти все страны мира являются и членами МВФ, и членами Всемирного банка.
- Обе организации работают над различными экономическими проблемами и, так или иначе, помогают экономическому развитию стран-участников.
- Представители обеих организаций часто выступают с различными докладами на различных конференциях, ведут переговоры с правительствами стран и т.д.
- Располагаются в Вашингтоне, фактически на одной улице недалеко от Белого дома и имеют в своем распоряжении общую библиотеку, базы данных и даже подразделения, что позволяет им сотрудничать и оперативно обмениваться информацией.
На этом сходства заканчиваются, поскольку по факту организации и правда абсолютно разные и несмотря на то, что деятельность учреждений направлена на укрепление экономик стран-участников, непосредственно поле деятельности у них разное и достигают своего результата они при помощи совершенно разных инструментов.
Подробнее о различиях
Про МВФ мы часто слышим, как про кредитора, но он таковым, по сути, не является. Он действительно дополняет валютные резервы стран-участников, когда это необходимо и целесообразно, предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты, однако делает это в адрес стран, которые столкнулись с проблемой ликвидности. Основная же функция МВФ заключается в надзоре за монетарной политикой государств, курсами валют и обеспечении равного права на обмен и продажу иностранной валюты в странах членах МВФ. Это структура, которая должна следить за тем, чтобы рост мировой экономики был стабильным и упорядоченным.
Что касается Всемирного банка, то о целях и задачах организации красноречиво говорит полное наименование — Международный банк реконструкции и развития. Соответственно, главная его задача – это финансирование экономического развития, содействие прогрессу в экономике и социальной сфере, повышение уровня жизни в странах и т.д. После создания учреждения он, как и предполагалось, помогал наиболее разрушенным странам Западной Европы после Второй Мировой войны. Выполнив свои функции в этом направлении, Всемирный банк переключился на помощь беднейшим в мире странам.
Откуда деньги?
Это, пожалуй, главный вопрос, который интересует обывателей. Понятно, где берут деньги частные банки, например, которые выдают кредиты, зарабатывают на процентах, принимают вклады и депозиты, зарабатывают на обмене валюты и продаже различных продуктов от партнеров, комиссиях за трансакции и т.д. Однако где берет деньги Всемирный банк? Откуда черпает ресурсы МВФ?
У МВФ главный источник доходов — это взносы стран-участников. Размеры взносов рассчитываются индивидуально согласно определенным для стран квотам. Квоты, в свою очередь, тоже имеют обоснование – фактически они отражают экономическое положение страны в мире, соответственно, чем сильнее экономически страна, тем больше у нее квота и, напротив, чем она слабее, тем квота меньше. Вместе с тем, размер квоты влияет на количество голосов от каждой страны, которые она может использовать в голосовании за или против оказания помощи какой-либо другой бедной стране. Также квоты влияют на сумму, которую может получить страна в качестве помощи и логика тут проста – чем больше даешь, тем больше имеешь влияния на решения МВФ и тем большую сумму поддержки можешь получить, если это потребуется.
Всемирный банк, в свою очередь, также черпает средства из квот стран-участников, соразмерных с квотами в МВФ в процентном выражении, впрочем, это не главный источник дохода для ВБ и доля квот составляет порядка 10% от бюджета организации. Также ВБ ежегодно продает облигации, а МАР (Международная ассоциация развития), созданная Всемирным банком, также выпускает облигации и предоставляет центральным банкам стран, их правительствам и агентствам краткосрочные инструменты финансового рынка
Кто важнее?
Данные организации нельзя сравнивать в такой плоскости, поскольку у каждой, по сути, свой «участок работ». Однако конкретно для стран, конечно, наиболее важным является сотрудничество и хорошие отношения с МВФ. Причина в том, что содействие МВФ является своего рода маркером для остальных организаций и Всемирного банка в том числе.
Так, например, МВФ может выдвигать странам различные условия, связанные с монетарной политикой, финансово-кредитной, законодательством стран, политической и экономической ситуацией в них, если считает, что какие-либо факторы тормозят рост экономики в стране или крайне необходимы по другим причинам. Например, как это было в Украине недавно, когда МВФ поставил одним из условий открытие рынка земли в стране. Так вот, если страна не выполняет условия МВФ или не смогла прийти к консенсусу с представителями МВФ, то помощи от МВФ она, соответственно, не получит. Равно как не получит и содействия от Всемирного банка и других организаций. Вот почему правительства разных стран чаще всего вынуждены идти на условия данной организации, ведь их сотрудничество во многом определяет, какой объем помощи может получить страна – максимальный от МВФ, Всемирного банка и иных учреждений или ничего.
Если определить обязанности обоих организаций вкратце и на простом языке, то МВФ «пожары» тушит, а Всемирный банк делает все, чтобы не загорелось.
МВФ должен:
- Осуществлять надзор за монетарной политикой государств, а также курсами валют.
- Всячески способствовать экономической стабильности стран-участников, а также следить за тем, чтобы они были упорядоченными.
- Предоставлять помощь государствам, у которых возникли проблемы с ликвидностью.
- Предоставлять странам кратко- и среднесрочные кредиты.
Всемирный банк, в свою очередь, должен:
- Оказывать содействие бедным странам в экономическом развитии.
- Развивающимся странам предоставлять финансирование различных проектов, которые укрепят экономику впоследствии, на долгий срок.
- Оказывать специальную помощь финансового характера государствам с ВВП на душу населения ниже 865 долларов в год.
Соответственно, самые бедные получают гарантированную помощь, бедные — шанс для развития, а развивающиеся — реальную возможность укрепить экономику.
К слову, если вам нужен онлайн заем на карту или быстрый займ наличными, просить помощи у МВФ или Всемирного банка, к счастью, не надо – множество компаний на нашем сайте готовы оказать вам финансовую поддержку прямо сейчас.
Источник https://journal.open-broker.ru/economy/mvf-chto-eto-takoe-i-zachem-on-nuzhen/
Источник https://bankstoday.net/last-articles/pochemu-mvf-tak-mnogo-trebuet-kogda-daet-strane-kredit-i-pochemu-rossiya-ne-trebuet-nichego
Источник https://zaimrussia.ru/articles/mvf-i-vsemirnyy-bank-chem-zanimayutsya-i-pochemu-kredituyut-strany