Государственные займы

Содержание

Правовое регулирование государственного кредита и долга в РФ

Основные особенности регулирования кредита государства

Правовое регулирование государственного кредита включает в себя отношения, которые относятся к функционированию государственного кредита и долга государства.

Эта сфера нуждается в регулировании со стороны государства посредством важных нормативных актов:

  • статьи Конституции РФ;
  • Налоговый Кодекс РФ;
  • Бюджетный кодекс РФ;
  • ФЗ № 115 «О бюджетной классификации РФ»;
  • ФЗ № 136 «Об особенности эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»;
  • Постановление Правительства № 1107 «Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами»;
  • Постановление Правительства № 478 «Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов»;
  • Приказ Минфина №60 «Об эмиссии па международном рынке капитала облигаций внутренних облигационных займов РФ»;
  • Приказ Минфина № 186 «Об эмиссии на международном рынке капитала дополнительного выпуска облигаций внутренних облигационных займов» и др.
  • Законы о федеральном бюджете, бюджете субъекта РФ и местные ежегодные бюджеты.

Основу правового регулирования представляет БК РФ. Он рассматривает государственный долг РФ в качестве долговых обязательств страны перед физическими лицами и предприятиями, зарубежными странами, предприятиями и прочими субъектами международного права. В число объектов, рассматриваемых Бюджетным законодательством также входят обязательства по гарантиям государства, которые, предоставлены нашей стране.

В соответствии с уровнями бюджетной системы можно классифицировать государственный долг нашей страны, долг определенного субъекта РФ и муниципальный долг.

В целом долговые обязательства существуют в виде:

  • кредитов, которые наша страна может получать в качестве заемщика от кредитных компаний, зарубежных стран. Это могут быть целевые зарубежные кредиты (займы), полученные от международных финансовых компаний, а также от лица прочих субъектов международного права;
  • государственных ценных бумаг, которые выпускает наша страна;
  • бюджетных кредитов,привлекаемых в федеральный бюджет из прочих бюджетов РФ;
  • гарантий государства и прочим обязательствам по долгам.

Классификация и состав долговых обязательств

Все виды долговых обязательств страны, включая обязательства субъектов и муниципальных образований, в полной мере и без наличия соответствующих условий должны обеспечиваться всем имуществом, которое находится в собственности РФ (ее муниципальных образований, субъектов).

Имущество составляет соответствующую казну, а обязательства должны исполняться с помощью финансирования соответствующего бюджета.

Классификация долговых обязательств РФ заключается в их разделении на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (от 5 лет). Их погашение происходит в соответствии со сроками, определяемыми конкретными условиями. Срок не может быть выше 30 лет.

В государственный внутренний долг нашей страны включается:

  • основная номинальная сумма долга, которая возникает по государственным ценным бумагам нашей страны;
  • основной долг по кредитам, которые получила страна;
  • основная задолженность по кредитам бюджетов, которые государство получает от бюджетов других уровней;
  • сумма обязательств по гарантиям государства, которые предоставляются России и др.

Государственный внешний долг нашего государства состоит из:

  • номинальной суммы долга по ценным бумагам государства. Обязательства по этим ценным бумагам выражаются в валюте иностранных государств;
  • суммы основного долга по кредитам и обязательствам в валюте зарубежных стран, включая целевые зарубежные кредиты (займы), привлекаемые в соответствии с гарантиями РФ;
  • суммы обязательств по гарантиям страны, которые выражены в валюте других стран.

Что касается долга определенного субъекта нашего государства, то в его состав входят все его долговые обязательства в виде:

  • долгов по ценным бумагам самого субъекта;
  • бюджетных кредитов, которые привлекаются в бюджет соответствующего субъекта от других бюджетов;
  • кредитов, которые наше государство получило от кредитных организаций, зарубежных банковских и международных финансовых компаний;
  • гарантий субъекта.

В объем основного долга субъектов можно включить несколько составляющих:

  • номинальный объем долга по сумме ценных бумаг самого субъекта;
  • сумму основного долга по кредитам, которую субъект РФ получает;
  • сумму основного долга по бюджетным кредитам, которые привлекаются в бюджет соответствующих субъектов от других бюджетов России;
  • суммы обязательств государственных гарантий и др.

Рассматривая муниципальный долг, необходимо включить в его состав несколько долговых обязательств:

  • задолженность по муниципальным ценным бумагам;
  • долг по бюджетным кредитам, которые привлекаются от других бюджетов в местные бюджеты бюджетной системы нашей страны;
  • кредиты, которые муниципальное образование получило от кредитных компаний;
  • муниципальные гарантии.

В состав муниципального долга необходимо включить:

  • номинальную сумму долга, которая возникает по муниципальным ценным бумагам;
  • сумму основного долга бюджетных кредитов, которые были привлечены в местный бюджет;
  • основной долг по кредитам, которые были получены муниципальным образованием;
  • обязательства по муниципальным гарантиям, сумма непогашенных долгов и др.

Если рассматривать сроки погашения долговых обязательств, то их определяет система условий заимствований. Они не могут быть больше 10 лет.

Правительство нашей страны осуществляет управление государственным долгом государства в целом, органы исполнительной власти субъекта занимаются управлением долговых обязательств самих субъектов, а управление в сфере долга муниципальных образовании ведется за счет уполномоченных органов местного самоуправления.

Наша страна не ответственна за долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований. Это предусмотрено для тех случаев, когда они не имели гарантии РФ. Также они не должны отвечать по долговым обязательствам друг друга в случае, когда отмеченные обязательства не имеют гарантии. Субъекты и муниципальные образования не отвечают по долгам и обязательствам самой Российской Федерации.

Внешние заимствования страна использует с целью покрытия дефицита федерального бюджета, для того, чтобы погасить государственные долговые обязательства РФ. Право осуществлять государственные внешние заимствования РФ и заключать договора о предоставлении гарантий государства с целью привлечения внешнего займа или кредита принадлежит нашей стране, включая правительство или другой федеральный орган.

Внутренние займы на уровне государства или муниципалитета применяют с целью покрыть дефицит определенного бюджета, финансировать их издержки в пределах затрат на погашение долговых обязательств государства или муниципалитета. От имени государства существует право осуществления государственного внутреннего заимствования, выдачи определенных гарантий государства другим заемщикам. Это происходит для кредитования и находится в компетенции Правительства РФ. От имени субъектов РФ компетенция принадлежит единственному уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ, от имени муниципальных образований — уполномоченным органам местного самоуправления.

Реструктуризация долга в положениях БК РФ представляет собой его прекращение, которое в основе имеет соглашение. В этом случае происходит замена соответствующих долговых обязательств другими долговыми обязательствами с другими условиями погашения (обслуживания).

Реструктуризацию часто проводят с помощью частичного списания (сокращения) суммы основного долга.

Расходы по обслуживанию реструктурируемого долга не могут быть включены в сумму расхода по обслуживанию долга в текущем периоде, если они включены в состав общего объема реструктурируемых обязательств.

Предельная сумма долга государства, субъекта, муниципального образования в очередном финансовом году формируется законодательно с помощью решения об определенном бюджете.

Предельная сумма долга субъекта нашей страны не может быть выше утвержденной общей ежегодной суммы дохода бюджета субъекта РФ (не учитывая утвержденную сумму безвозмездного поступления).

Сумма муниципального долга не должна быть выше, чем утвержденная общая годовая сумма местного бюджета, которая не учитывает сумму безвозмездных поступлений, включая поступление налоговых доходов по дополнительному нормативному отчислению.

Меры, предназначенные для осуществления внешнего или внутреннего заимствования, могут отражаться с помощью соответствующих программ.

Программа внешнего заимствования государства включает весь их перечень, который запланирован на очередной финансовый год в соответствии с видами займов и с отражением разности объема привлечения и объема средств, которые направлены на погашение основной суммы долга по каждому виду долгового обязательства. Программа включает список внешних заимствований, которые разделены на несвязанные (финансовые) и целевые зарубежные займы. По каждому из них формируется:

  1. Несвязанные (финансовые) заимствование:
    • источник привлечения;
    • сумма займа;
    • срок погашения;
  2. Целевые зарубежные заимствования:
    • конечный получатель;
    • цель займа и направления его использования;
    • источник и сумма займа;
    • срок погашения заимствования;
    • гарантии третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет конечными заемщиками, если для них предусматривается возврат, содержащий указание на организацию (орган), который предоставил гарантию срока действия и суммы обязательств в соответствии с гарантией;
    • оценка суммы используемых средств до наступления следующего финансового года;
    • прогноз суммы использования средств в каждом финансовом году.

Программа должна в отдельности предусматривать совокупность займов и государственных гарантий, размер которых превысил сумму в 10 миллионов долларов по всему сроку займа. Такие заимствования необходимо реализовать лишь в случае их утверждения в рамках Программы государственного внешнего заимствования Федеральным Собранием РФ. которая предусматривает объем детализированных конкретных займов не менее 85% от общей суммы внешнего заимствования.

Правительство нашей страны вправе осуществлять внешнее заимствование, которое не входит в состав Программы государственных внешних заимствований РФ. Это предусмотрено для случаев реструктуризации внешнего долга государства, что способствует минимизации издержек по обслуживанию в рамках установленной предельной суммы внешнего долга государства.

Читать статью  Формы обеспечения кредита — какие бывают и зачем нужны

Рассматриваемое право может быть распространено только на несвязанные внешние заимствования государства.

Программа внешних заимствований (рис. 1) обязательно включает соглашения о займах, которые были заключены в прошлые годы. Это предусмотрено для них, если они не утратили силу.

Классификация и состав долговых обязательств

Рисунок 1. Внешние заимствования России с 2010 по 2012 годы, млн. долл.

Программа включает список внутренних заимствований на очередной финансовый год государства, субъектов, муниципальных образований. Они формируются как разница объема привлечения и объема средств, которые направляются на погашение основного долга каждого типа заимствования.

При выпуске долговых обязательств с обеспечением их исполнения в виде обособленного имущества, программа должна включать количественные данные об эмиссии рассматриваемых обязательств в российской валюте, включая список имущества, предназначенного для обеспечения исполнения обязательств на протяжении срока заимствования.

Программу предоставляет федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ определенному законодательному (представительному) органу. Она представляет собой приложение к проекту закона (решения) о бюджете на следующий год и включает соглашения о займах, которые были заключены в предыдущие периоды.

Так, ФЗ № 308 «О федеральном бюджете на 2010 год и неплановый период 2011 и 2012 годов» рассматривал несколько видов заимствований (рис. 2).

Классификация и состав долговых обязательств

Рисунок 2. Программа внутренних заимствований РФ (2010 год, плановый период 2011-2012 гг.)

В случае нарушения предельных объемов расходов по обслуживанию и погашению долгов государства и муниципалитета, уполномоченные на эти действия органы государственной власти вправе использовать несколько мероприятий:

  • назначение проверки исполнения бюджета;
  • передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Минфина России, его исполнение в этом случае переходит в компетенцию органа, который исполняет бюджет субъекта РФ;
  • другие меры, которые предусматривает бюджетное законодательство РФ.

Бюджетное законодательство регламентирует отражение в бюджете сумм поступлений средств, полученных в результате заимствования, расходов по обслуживанию и погашению государственного или муниципального долга.

Поступление в бюджет заимствованных средств и прочие долговые обязательства отражаются в бюджете в качестве источника финансирования бюджетного дефицита.

Совокупность расходов по обслуживанию долговых обязательств, в том числе дисконт (разность цены размещения и суммы погашения) по ценным бумагам муниципальных образований и государства, должна отражаться в бюджете в качестве расхода по обслуживанию соответствующего уровня долга.

Сумма доходов, полученных от размещения ценных бумаг государства или муниципалитета в сумме, которая превышает номинальную стоимость, сумма доходов, которые получены в качестве накопленного купонного дохода, и те доходы, которые получены при выкупе ценных бумаг по цене, которая ниже, чем цена размещения, можно включить в сумму уменьшения фактического расхода по обслуживанию государственного или муниципального долга текущего года.

Если основная сумма долга государства, субъекта или муниципального образования возникла из государственных или муниципальных заимствований, то ее учет происходит с помощью источников финансирования дефицита бюджета через уменьшение суммы источников его финансирования.

Государственные займы проводятся также за счет эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, решение о выпуске которых вправе принимать Правительство государства, органы исполнительной власти субъектов или органы местного самоуправления. Это осуществляется в соответствии с верхними пределами долга государства или муниципального образования.

Условия выпуска ценных бумаг государства, субъекта РФ, муниципального образования должны быть зарегистрированы в Минфине РФ, а выпуск, обращение и погашение закрепляется с помощью федерального законодательства.

Особенности предоставления гарантии

Российская Федерация способна предоставлять государственные или муниципальные гарантии в виде способов обеспечить гражданско-правовые обязательства. В этом случае государством, его субъектами или муниципальными образованиями в качестве гаранта дается письменное обязательство, которое призвано отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, обязательства перед третьим лицом частично или в полной мере.

Гарантия обеспечивает надлежащее исполнение со стороны принципала его обязательств перед бенефициарами (основа обязательства); возмещение различного типа ущерба, который образуется в случае наступления гарантийного случая некоммерческого характера.

То, что государственная (муниципальная) гарантия оформляется в письменном виде, характеризует ее обязательность. Если это условие не соблюдается, то это ведет к ее недействительности (ничтожности). Подобные гарантии предусматривают солидарную или субсидиарную ответственность гаранта по обеспеченным обязательствам принципала.

С помощью государственной или муниципальной гарантии обеспечивается:

  • надлежащее исполнение со стороны принципала его обязательств (основных обязательств) перед бенефициаром;
  • возмещение ущерба, который образовался в случае наступления гарантийного случая некоммерческого типа.

Она предоставляется с целью обеспечения уже возникших обязательств и тех, которые могут возникнуть в будущем.

Существует несколько условий для предоставления гарантий:

  • анализ финансового состояния принципала;
  • представление принципалами (исключая случаи, когда принципал представлен государством или его субъектом) соответствующего обеспечения, которое предусматривает исполнение обязательств в области удовлетворения регрессных требований к принципалам по причине исполнения в полной мере или в соответствующей части гарантии;
  • отсутствие у принципала, включая его гарантов, просроченной суммы долга по финансовым обязательствам перед государством, его субъектами, муниципальными образованиями по обязательным платежам в бюджет, неурегулированные обязательства по гарантиям, которые были предоставлены ранее.

Условия предоставления гарантии со стороны государства или муниципалитета заключаются в том, что гарант не может их изменить, не получив согласие бенефициара.

Все гарантии, подлежащие предоставлению и исполнению, необходимо отразить в долговой книге.

Государственная или муниципальная гарантия должна включать следующие сведения:

  • о наименовании гаранта и того органа, который выдал гарантию от своего имени;
  • обязательство, обеспечение которого составляет гарантию;
  • сумма обязательств и максимальный объем гарантии;
  • гарантийный случай;
  • наименование принципала;
  • условия для отзыва определенной гарантии и основания для выдачи;
  • сведения о вступлении в силу гарантии, то есть дата выдачи;
  • срок действия;
  • варианты исполнения обязательств;
  • сокращение предельного объема гарантии в случае ее исполнения или исполнения обязательств принципала, которые находятся под обеспечением гарантии;
  • право требования гаранта к принципалу о возмещении суммы, которая уплачена в адрес бенефициара и прочие условия гарантии.

БК РФ организует обслуживание государственного (муниципального) долга, которое включает операции, касающиеся выплаты доходов по долговым обязательствам государства (муниципального образования) в форме процента по ним (дисконта). Они осуществляются посредством использования средств соответствующих бюджетов.

Функция генерального агента Правительства РФ в области обслуживания долга, включая его размещение, выкуп, обмен и погашение, возложена на Банк России, кредитную компанию или прочую специализированную финансовую компанию на основании агентского соглашения.

Банк РФ занимается осуществлением этой функции безвозмездно, а услуги прочих агентов оплачиваются с помощью средств федерального бюджета, субъектов или местного бюджета.

В нашей стране сформирована единая система по учету и регистрации заимствований государства. Субъектами, муниципальными образованиями проводится регистрация собственных заимствований. Все сведения о них должны быть занесены в Государственную долговую книгу государства, муниципального образования или субъекта РФ. Срок данного занесения не может превышать 5 рабочих дней с момента возникновения обязательств.

Сведения о них также необходимо предоставить в Минфин России, устанавливающий объем сведений, порядок и срок передачи.

В процессе сотрудничества с зарубежными странами наше государство может предоставлять кредиты, в результате которых у зарубежных стран возникают денежные обязательства перед нашей страной, а у нее возникают внешние долговые требования.

Форма бюджетного кредита представлена государственным финансовым кредитом. В этом случае государство предоставляет средства зарубежным заемщикам в сумме и на условиях, которые предусмотрены соглашениями Правительства нашей страны и правительства зарубежной страны.

Отдельная форма бюджетного кредита представляет собой государственный экспортный. В его процессе происходит оплата продукции и услуг за счет бюджетных средств. Они отправляются на экспорт в пользу зарубежного заемщика в объеме и на условиях, которые предусматривает соглашение Правительства РФ и правительства другой страны (соответствующий договор банка-агента Правительства РФ и иностранного заемщика — импортера продукции, банком-кредитором).

С помощью внешнего долгового требования наша страна формирует долг зарубежных стран (зарубежных юридических лиц). В объем долга зарубежных стран или предприятий включена:

  • номинальная сумма долга иностранных государств (зарубежных предприятий) перед нашей страной по предоставленным бывшим СССР и Россией кредитам. Осуществлялась с помощью средств бюджета бывшего СССР и России;
  • номинальный объем долга зарубежных компаний перед нашей страной, который возник до 01.01.91 г.по причине экспорта из бывшего Советского Союза;
  • номинальный долг зарубежных стран (предприятий) перед нашей страной, в соответствии с которым РФ имеет право требования по договорам об уступке;
  • номинальный долг зарубежных предприятий по экспортным кредитам, которые были представлены банком-агентом Правительства РФ.

Информация о номинальной сумме долга зарубежных стран (компаний) перед РФ предоставляется в соответствии с состоянием на конец отчетного финансового периода (чаще всего года). Она включена в состав документации и материалов, содержащихся в проекте федерального закона об исполнении федерального бюджета в отчетном финансовом году.

Программа предоставления экспортных кредитов государства должна включать следующие сведения:

  • наименование зарубежной страны или предприятия, которые получают кредит или заимствование;
  • сведения о гаранте возврата кредита;
  • цели предоставления займа;
  • общий размер кредита и срок его использования;
  • размер процентной ставки по кредиту;
  • сроки погашения займа;
  • прогноз суммы средств бюджета, направляемых на оплату продукции и услуг по государственному экспортному кредиту;
  • прогнозный объем предоставления финансов для финансового кредита государства.

Программу утверждает Государственная Дума при рассмотрении проекта ФЗ о федеральном бюджете на следующий финансовый год и плановый период. Это проводится во втором чтении как отдельное приложение к указанному законодательному проекту.

Читать статью  Сущность, функции и роль кредита. Функции государственного и международного кредита

Долг зарубежных стран можно реструктурировать, при этом уступка прав требования, касающаяся внешних долговых требований РФ, проводится Правительством.

Государственные займы

Государственный называется займ, где в качестве получателя средств выступает непосредственно государство. Такой формат привлечения денежных ресурсов используется для финансирования бюджетного дефицита или определенных расходов бюджета. Как и любой другой финансовый инструмент, государственные займы могут как приносить положительный эффект, так и способствовать попаданию страны в так называемую «долговую яму».

Особенностью этого вида заимствования выступает оформление посредством эмиссии ценных бумаг, в качестве которых выступают облигации и векселя. Рассмотрим основные формы государственных займов, их классификацию, а также особенности оформления.

Что говорит закон?

Базовым документом, который регламентирует порядок осуществления государственных заимствований, выступает Бюджетный кодекс РФ. Он принят после подписания №145-ФЗ (датируется 31.07.1998). Наиболее важные положения по рассматриваемой теме содержит статья 103 БК РФ.

Важной особенностью Бюджетного кодекса страны, как и большей части других принципиально важных законодательных актов, выступает постоянное и масштабное внесение изменений. Например, только в 2020 году было принято 13 Федеральных законов, содержащих корректировки к БК РФ. Даже в наступившем 2021 году законодатели уже успели принять еще один подобный ФЗ.

Конечно же, что далеко не все изменения касаются непосредственно государственных займов. Но общая тенденция очевидна и наглядно демонстрирует актуальность бюджетных процессов, происходящих в государстве.

Общие сведения о государственных займах

Как было отмечено выше, государственным называется займ, в статусе заемщика по которому выступает государство. В подавляющем большинстве случаев речь идет о денежных средствах, хотя допускаются и иные формы заимствования. Деньги могут быть получены как внутри страны, так и из внешних источников.

Государственный займ, как и традиционный, носит возвратный характер и предусматривает выплату кредитору процентов. Аналогичным образом применяются и другие базовые условия сделки, в числе которых: сумма и длительность финансирования. По окончании срока действия долг возвращается, а проценты выплачиваются или на регулярной основе, или также по окончании заимствования – вместе с погашением задолженности.

Плюсы и минусы государственных займов

Как было отмечено выше, заимствование со стороны государства способно как сыграть важную положительную роль в стабилизации или повышении эффективности бюджетной системы страны, так и выступить явно негативным фактором финансовой политики. Результат привлечения денежных средств определяется грамотностью их последующего практического применения.

Ключевыми достоинствами государственных займов выступают такие:

  • снижение активности инфляционных процессов, которое достигается изъятием части свободных средств с последующим вложением в наиболее важные отрасли экономики;
  • сокращение бюджетного дефицита простым, доступным и надежным способом, которое носит легко предсказуемый результат;
  • возможность быстрого реагирования со стороны государства на любые кризисные явления, намного превосходящая по оперативности любые альтернативные варианты;
  • очевидная выгодность для всех участников заимствования, каждый из которых решает собственные задачи: государство получает нужные ему средства, кредитор – возможность гарантированно заработать.

Но решение о государственном заимствовании на любом уровне предполагает обязательный учет недостатком такого способа финансирования потребностей бюджета.

Наиболее значимыми из них выступают:

  • прямая зависимость объема привлекаемых государством средств и уровня процентных ставок на банковском рынке;
  • большой государственный долг нередко сам становится причиной кризиса или усугубляет уже возникший;
  • полученные таким образом средства не являются доходом бюджета, а потому должны расходоваться аккуратно и взвешенно — иначе вместо снижения инфляции весьма вероятен прямо противоположный процесс;
  • погашение государственных займов происходит за счет бюджета, другими словами – из налогов граждан и организаций, как следствие – чрезмерный рост долга страны вызывает аналогичные изменения в плане фискальной нагрузки на население.

Приведенные списки достоинств и недостатков наглядно показывают. Государственные займы, как и большую часть масштабных экономических категорий, нельзя отнести к положительным или отрицательным явлениям. В разных ситуациях они могут быть и тем, и другим. Поэтому крайне важно грамотно использовать плюсы при одновременном нивелировании или полном исключении минусов. Конечный результат зависит исключительно от качества и эффективности государственного управления страной.

Классификация и виды госзаймов

Важной особенностью рассматриваемого способа заимствования выступает разнообразие. Наиболее наглядно его демонстрирует классификация государственных займов, которая производится по нескольким критериям. Некоторые наиболее значимые из них имеет смысл рассмотреть подробнее.

По месту размещения и источникам средств различают следующие разновидности государственного займа:

  1. Внешние. Деньги привлекаются из-за пределов страны, причем – в иностранной валюте. Последнее обстоятельство делает такой вариант финансирования более рискованным для заемщика.
  2. Внутренние. Ориентированы на резидентов государства – физические и юридические лица.

По способу размещения государственные займы делятся на добровольные и принудительные. Первый вариант используется намного чаще и гораздо эффективнее. Второй характерен для чрезвычайных ситуаций, например, военного времени или масштабной техногенной катастрофы.

Классификация гос. займов по типу кредиторов предусматривает деление на четыре категории:

  • физлица;
  • юрлица;
  • универсальные;
  • специализированные, которые рассчитаны на определенные государственные организации, пенсионные или страховые фонды.

По эмитентам различают такие виды гос. займов:

  • федеральные, которые осуществляются на уровне страны;
  • субфедеральные, когда средства занимает правительство субъекта РФ для финансирования регионального бюджета;
  • муниципальные, в рамках которых заемщиком выступает городские или другие местные власти.

Перечень критериев для классификации приведенными выше вовсе не ограничивается. Например, по длительности заимствования различают краткосрочные, долгосрочные и среднесрочные государственные займы. Первые берутся на срок до года, вторые – свыше пяти лет, третьи – вполне логично — от года до пяти. Другие параметры для разделения госзаймов на виды – способ и порядок выплаты дохода, возможность досрочного погашения займа, способ обращения, цели расходования, метод размещения и т.д.

Обеспечение госзаймов

Еще один критерий для классификации, из-за важности выделенный в отдельный подраздел. По этому параметру госзаймы делятся на закладные и беззакладные. Первые предусматривают предоставление заемщиком залога в виде имущества. Такой вариант финансирования активно используется на муниципальном и – несколько реже – на субфедеральном уровне.

Если речь идет о федеральном масштабе такой вариант финансирования попросту не применяется. Дело в том, что государство считается надежным заемщиком, а потому его финансовые обязательства обеспечиваются ценными бумагами.

Речь идет об облигациях, самым известным видом которых выступают ОФЗ или облигации федерального займа. Они выпускаются на уровне государства и заслуженно считаются одним из самых защищенных способов инвестирования, причем с относительно высокой доходностью.

Аналогичные по сути ценные бумаги выпускают и другие органы власти — региональные и муниципальные. Такие облигации уступают ОФЗ по надежности, но нередко превосходят по размеру получаемого дохода.

Другой вариант обеспечения обязательств государства с помощью ценной бумаги предусматривает выпуск векселей. Последние делятся на простые и переводные. Они представляют больший интерес в качестве платежного, а не инвестиционного инструмента, что при грамотном использовании предоставляет кредитору немало преимуществ.

Оформление договора государственного займа

Порядок составления договора госзайма регламентированы положениями статьи 817 ГК РФ. Основным требованием к правильности оформления документа становится обязательное включение в текст существенных условий, к числу которых относятся такие:

  • предмет договора;
  • сумма займа;
  • срок финансирования с указанием даты погашения;
  • процент за пользование заемными средствами;
  • санкции за нарушение условий соглашения;
  • порядок оспаривание договора и урегулирования конфликтных ситуаций.

Оформление договора государственного займа обычно занимаются квалифицированные юристы федеральных и региональных органов власти. А потому проблем с правильности составления обычно не возникает.

Управление госдолгом

Величина государственного долга относится к числу базовых показателей, демонстрирующих уровень развития и финансовой стабильности государства. Основные функции управления госдолгом возложены на профильные федеральные ведомства – Минфин и Центробанк РФ. Основными рычагами воздействия на текущее и прогнозируемое значение параметра выступают такие:

  • изменение ключевой ставки;
  • разработка государственных кредитных программ;
  • корректировка нормативов банковской деятельности;
  • организация и проведение новых заимствований;
  • направление бюджетных средств на погашение существующих задолженностей;
  • перераспределение заимствований между внешними и внутренними;
  • предоставление дополнительных гарантий кредиторам и множество других.

Важно понимать, что потенциальную опасность несет и слишком большой, и чрезмерно низкий уровень государственного долга. В этом вопросе особенно важное значение приобретает умение найти баланс между стабильностью финансовой системы и созданием возможностей для роста экономики.

Кто выступает кредитором и заемщиком при государственном заимствовании?

Кредитором может стать как физлицо, так и организация, причем и резидент, и нерезидент страны. Заемщиком становится государственные структуры разного уровня – федерального, регионального, муниципального.

Какие виды госзаймов бывают?

Классификация государственных займов осуществляется по большому количеству критериев. Чаще всего: по источнику заимствования (внешние, внутренние), по сроку финансирования (кратко-, средне-, долгосрочные) и т.д.

Кто занимается управлением государственным долгом?

Основные функции управления госдолгом страны возложены на две структуры – Минфин и ЦБ РФ.

Вместо вывода

Государственный займ – это один из эффективных, доступных и быстрых способов финансирования бюджетного дефицита. При грамотном использовании он предоставляет в распоряжении государства удобный инструмент для ликвидации кризиса или активизации роста экономики.

Государственные и муниципальные заимствования

Государственные и муниципальные заимствования

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 54.754 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Читать статью  Аннуитетный или дифференцированный платежи: что выгоднее заемщику?

Курс профессиональной переподготовки

Руководство профильным направлением (проектом) в организации библиотечно-информационной сферы

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 54.754 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс профессиональной переподготовки

Безопасность технологических процессов и производств

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 54.754 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

  • Сейчас обучается 84 человека из 36 регионов

«Проектная деятельность в реджио-педагогике»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Государственные и муниципальные заимствования

Государственные и муниципальные заимствования

Вопросы лекцииwww.themegallery.comCompany LogoГосударственные заимствования в.

Вопросы лекции
www.themegallery.com
Company Logo
Государственные заимствования в зарубежных странах
4
Государственные и муниципальные заимствования: содержание и значение
1
Формы государственных и муниципальных заимствований
2
Государственные и муниципальные заимствования в Российской Федерации
3

Государственные (муниципальные) заимствования– отношения по поводу привлечени.

Государственные (муниципальные) заимствования
– отношения по поводу привлечения органами государственной власти (МСУ) денежных средств на возвратной и платной основе

103 БК Под государственными заимствованиями Российской Федерации понимаются г.

103 БК
Под государственными заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации.
www.themegallery.com
Company Logo

Значение государственных (муниципальных) заимствованийОбеспечивают сбалансиро.

Значение государственных (муниципальных) заимствований
Обеспечивают сбалансированность бюджетов (в т.ч. покрывают кассовые разрывы)
Являются источником финансирования инвестиций
Обеспечивают рефинансирование долга
Выступают инструментом регулирования финансового рынка
Обеспечивают возможность получения дополнительного дохода
Могут усиливать инфляцию, налоговую нагрузку в будущем
Иногда «вытесняют» частный капитал

www.themegallery.comCompany Logo Классификация заимствованийСпособ размещени.

www.themegallery.com
Company Logo
Классификация заимствований
Способ
размещения
форма
Валюта обязательств
срок
Тип кредитора
классификации
признак
субъект

Формы заимствованийОблигационные займыБанковские кредитыБюджетные кредитыwww.

Формы заимствований
Облигационные займы
Банковские кредиты
Бюджетные кредиты
www.themegallery.com
Company Logo
РФ может осуществлять заимствования на основе межправительственных соглашений и договоров с МФО

www.themegallery.comCompany LogoКупонные Дисконтные выигрышныеРыночные Нерыно.

www.themegallery.com
Company Logo
Купонные
Дисконтные
выигрышные
Рыночные
Нерыночные
Фиксированный %
Плавающий %
Амортизация долга
Классификация займов
Условия (метод)
размещения
Форма
Выплаты
дохода
По методу
определения
дохода и погашения долга

www.themegallery.comCompany LogoУниверсальные специальныеЗаймы РФ, Займы субъ.

www.themegallery.com
Company Logo
Универсальные
специальные
Займы РФ,
Займы субъектов РФ,
Муниципальные займы
Внутренние
внешние
Классификация займов
субъект
Признак
держателей
Источник
заимствований,

Правовые основы государственных и муниципальных заимствований в Российской Фе.

Правовые основы государственных и муниципальных заимствований в Российской Федерации
Бюджетный кодекс Российской Федерации
Гражданский кодекс Российской Федерации
Федеральный закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг
Генеральные условия эмиссии и Обращения федеральных ценных бумаг (утверждаются соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации)

Ст. 103 БК РФГосударственные и муниципальные заимствования осуществляются в ц.

Ст. 103 БК РФ
Государственные и муниципальные заимствования осуществляются в целях финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, а также для погашения долговых обязательств

Государственные заимствования Российской Федерации Ст. 103 БК РФгосударственн.

Государственные заимствования Российской Федерации Ст. 103 БК РФ
государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации,
кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,
кредиты, привлекаемые от кредитных организаций,
кредиты, привлекаемые от иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования),
кредиты, привлекаемые от международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации

www.themegallery.comCompany LogoВиды государственных заимствований Российской.

www.themegallery.com
Company Logo
Виды государственных заимствований Российской Федерации ( ст. 103 БК РФ)
Внутренние
(номинированы в национальной валюте)
Государственные
заимствования РФ
Внешние
(номинированы в иностранной валюте)

Государственные заимствования субъектов Российской Федерации (ст. 103 БК РФ).

Государственные заимствования субъектов Российской Федерации (ст. 103 БК РФ)
государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации,
кредиты, привлекаемые в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,
кредиты, привлекаемые от кредитных организаций,
кредиты, привлекаемые от иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации

www.themegallery.comCompany LogoВиды государственных заимствований субъектов.

www.themegallery.com
Company Logo
Виды государственных заимствований субъектов Российской Федерации ( ст. 103 БК РФ)
Внутренние
(номинированы в национальной валюте)
Государственные
заимствования
субъектов РФ
Внешние
(номинированы в иностранной валюте)

Муниципальные заимствования (ст. 103 БК РФ)выпуск ценных бумаг от имени муни.

Муниципальные заимствования
(ст. 103 БК РФ)
выпуск ценных бумаг от имени муниципального образования,
кредиты, привлекаемые в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
кредиты, привлекаемые от кредитных организаций

Ст. 104 БК РФПорядок осуществления внешних заимствований субъектов Российской.

Ст. 104 БК РФ
Порядок осуществления внешних заимствований субъектов Российской Федерации (за исключением внешних облигационных займов) устанавливается Правительством Российской Федерации
Выпуск внешних облигационных займов субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом 136-ФЗ с учетом приоритета государственных внешних заимствований Российской Федерации
Внешние заимствования могут осуществлять субъекты Российской Федерации, у которых доля МБТ (без субвенции) менее 5% собственных доходов бюджета в течение двух из трех отчетных лет
Субъекты РФ вправе осуществлять внешние облигационные займы при условии получения рейтингов от не менее чем двух ведущих международных рейтинговых агентств

Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе осуществлять заимствования у Российской Федерации в иностранной валюте, предоставлять Российской Федерации гарантии в иностранной валюте исключительно в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).
Заимствования у Российской Федерации в иностранной валюте, предоставление Российской Федерации гарантий в иностранной валюте субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями не являются внешними заимствованиями и не приводят к образованию внешнего долга субъекта Российской Федерации, муниципального образования

Предельный объем заимствований (ст. 106 БК РФ)Предельный объем заимствований.

Предельный объем заимствований (ст. 106 БК РФ)
Предельный объем заимствований субъектов Российской Федерации, муниципальных заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или) погашение долговых обязательств соответствующего бюджета
www.themegallery.com
Company Logo

Предельные сроки заимствований в РФ

Предельные сроки заимствований в РФ

Министерство финансов Российской Федерациипо поручению Правительства Российск.

Министерство финансов Российской Федерации
по поручению Правительства Российской Федерации разрабатывает Программы государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации

Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации (ст. 108.

Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации (ст. 108 БК РФ)

перечень всех внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период по видам заимствований с отражением разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства
1) для несвязанных (финансовых) заимствований:
источника привлечения
суммы заимствования
срока погашения
2) для целевых иностранных заимствований:
конечного получателя
цели заимствования и направления использования
источника заимствования
суммы заимствования
срока погашения
наличия гарантий третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет конечным заемщиком, если для него предусмотрен такой возврат, с указанием организации (органа), предоставившей гарантию, срока действия и объема обязательств по гарантии
оценки объема использованных средств до начала очередного финансового года
прогноза объема использования средств в очередном финансовом году

Целевой иностранный кредит (заимствование) - форма финансирования проектов, в.

Целевой иностранный кредит (заимствование) — форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов

www.themegallery.comCompany LogoФормы целевых иностранных кредитовСвязанные (.

www.themegallery.com
Company Logo
Формы целевых иностранных кредитов
Связанные (нефинансовые) кредиты
иностранных государств,
ин. юр. лиц
целевые иностранные
кредиты
Финансовые (несвязанные) кредиты
МФО

Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ
«О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

www.themegallery.comCompany Logo

Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации (ст.

Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации (ст. 110 БК РФ)
Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период представляет собой перечень всех внутренних заимствований Российской Федерации в виде разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований.
Государственные внутренние заимствования Российской Федерации, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, предусматривающих в зависимости от условий их выпуска получение при погашении иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента, подлежат отражению в программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ
«О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. №216-ФЗ «О федер.

Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. №216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (далее – Федеральный закон) утверждена Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2013 год (далее – Программа), в соответствии с которой объём чистых заимствований, осуществляемых в 2013 году путём выпуска государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, составит до 448,6 млрд рублей (привлечение – 1213,2 млрд рублей, погашение – 764,6 млрд рублей).
Распоряжением об утверждении предельных объёмов выпусков государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, устанавливается общий предельный объём эмиссии указанных государственных ценных бумаг на 2013 год, который не должен превышать 1234,9 млрд рублей исходя из средней цены размещения в размере 98% от номинала.

Источник https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/bjudzhetnaja-sistema-rossijskoj-federatsii/pravovoe-regulirovanie-gosudarstvennogo-kredita/

Источник https://www.sravni.ru/zaimy/info/gosudarstvennyj-zajm/

Источник https://infourok.ru/gosudarstvennye-i-municipalnye-zaimstvovaniya-4767786.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: