Рынок ценных бумаг как альтернативный источник финансирования экономики

Фондовый рынок и его роль в финансировании экономики РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

ФОНДОВЫЙ РЫНОК / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / ФИНАНСЫ / ЭКОНОМИКА РОССИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ РФ / ПРОБЛЕМЫ ФОНДОВОГО РЫНКА / ФОНДОВЫЙ РЫНОК РФ / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / РОЛЬ ФОНДОВОГО РЫНКА / ФОНДОВЫЙ РЫНОК И ЭКОНОМИКА / STOCK MARKET / FINANCIAL MARKET / FINANCES / ECONOMY OF RUSSIA / THE FINANCING OF THE RUSSIAN ECONOMY / STOCK MARKET PROBLEMS / THE STOCK MARKET OF THE RF / THE BANKING SECTOR / THE ROLE OF THE STOCK MARKET / THE STOCK MARKET AND THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филатова Татьяна Васильевна, Дунаева Анастасия Игоревна, Удачин Никита Олегович

В данной» работе было проведено исследование роли фондового рынка в финансировании экономики России . Чтобы ответить на вопрос является ли финансовая система России рыночной авторы использовали показатели, предложенные зарубежными авторами. Значения данных показателей показали, что в настоящее время роль финансовой системы для экономики нашей страны значительно выше, чем роль банковского сектора и что в РФ установилась рыночная финансовая система. Однако, дальнейшее исследование проблемы показало, что это не так. Причиной такого положения дел является высокая спекулятивность российского фондового рынка, а также чрезмерно завышенная величина его капитализации. При анализе источников финансирования инвестиций российских компаний и объема IPO на фондовом рынке стало ясно, что в настоящее время в нашей стране действует банковская финансовая ситема, а значение фондового рынка в финансировании экономики сводится к минимуму. Данную ситуацию следует объяснить тем, что в действительности лишь незначительная доля инвестиционных проектов финансируется компаниями за счет привлечения денежных средств с фондового рынка. В заключении авторами предлагаются возможные решения по проблемам, выявленным в ходе исследования.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филатова Татьяна Васильевна, Дунаева Анастасия Игоревна, Удачин Никита Олегович

Особенности организации фондовых рынков развитых стран как основа формирования национального финансового центра России

Проблемы повышения инвестиционной привлекательности рынка ценных бумаг Российской Федерации: теоретические аспекты

In this study, the role of the stock market in financing the Russian economy was investigated. To answer the question whether the Russian financial system is market, the authors used the indicators proposed by foreign authors. The values of these indicators showed that the current role of the financial system for the economy of our country is much higher than the role of the banking sector and that in the Russian Federation the market finansial system has taken place. However, the further study of the problem showed that it is not so. The reason for this is the high speculation of the Russian stock market , as well as excessively high value of its capitalization. Analyzing the sources of the financing the investment of the Russian companies and IPO volume in the stock market , it became clear that at the present time in our country a banking financial redundant system is taking place, and the value of the stock market in financing the economy is minimized. This situation should be explained by the fact that in reality only a small proportion of the investment projects financed by the companies by attracting money from the stock market . In conclusion, the authors suggest possible solutions to the problems identified in the study.

Текст научной работы на тему «Фондовый рынок и его роль в финансировании экономики РФ»

УДК 336.761.6 (045)

Филатова Татьяна Васильевна

ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Декан факультета «Государственное и муниципальное управление», кандидат экономических

наук, профессор кафедры «Корпоративные финансы»

Дунаева Анастасия Игоревна

ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Студентка факультета «Г осударственное и муниципальное управление»

Удачин Никита Олегович

ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Студент факультета «Государственное и муниципальное управление»

Фондовый рынок и его роль в финансировании экономики РФ

1 119454, ул. Лобачевского, дом 92, корп. 3, кв. 61

Аннотация. В данной» работе было проведено исследование роли фондового рынка в финансировании экономики России. Чтобы ответить на вопрос является ли финансовая система России рыночной авторы использовали показатели, предложенные зарубежными авторами. Значения данных показателей показали, что в настоящее время роль финансовой системы для экономики нашей страны значительно выше, чем роль банковского сектора и что в РФ установилась рыночная финансовая система. Однако, дальнейшее исследование проблемы показало, что это не так. Причиной такого положения дел является высокая спекулятивность российского фондового рынка, а также чрезмерно завышенная величина его капитализации. При анализе источников финансирования инвестиций российских компаний и объема 1РО на фондовом рынке стало ясно, что в настоящее время в нашей стране действует банковская финансовая ситема, а значение фондового рынка в финансировании экономики сводится к минимуму. Данную ситуацию следует объяснить тем, что в действительности лишь незначительная доля инвестиционных проектов финансируется компаниями за счет привлечения денежных средств с фондового рынка. В заключении авторами предлагаются возможные решения по проблемам, выявленным в ходе исследования.

Ключевые сова: фондовый рынок; финансовый рынок; финансы; экономика России; финансирование экономики РФ; проблемы фондового рынка; Фондовый рынок РФ; банковский сектор; роль фондового рынка; фондовый рынок и экономика.

Идентификационный номер статьи в журнале 138БУЫ314

В любой экономике важной составляющей является фондовый рынок, так как он (наряду с банковским сектором) является инструментом перераспределения средств от экономических агентов, имеющих свободные средства, к экономическим агентам, нуждающимся в дополнительном финансировании. Для каждой финансовой системы определяющим фактором является степень вовлеченности банковского сектора и фондового рынка в процесс финансирования инвестиционной активности предприятий. Развитие фондового рынка повышает степень участия компаний в процессе привлечения дополнительных средств для своих инвестиционных программ путем размещения своих ценных бумаг на рынке, также развитый фондовый рынок играет ключевую роль в финансировании экономики по сравнению с банковским сектором. Если фондовый рынок в стране развит недостаточно, то возможна ситуация, при которой компаниям не будет хватать средств для финансирования своих нужд, инвестиционных проектов и т.д. Результатом этого будет отсутствие новых рабочих мест, снижение выпуска продукции и производительности труда, что в свою очередь приведет к снижению реальных доходов населения и, как следствие, к снижению спроса в экономике. Итогом вышеперечисленного может стать ситуация, когда страна войдет в стагнацию.

Говоря о значении фондового рынка для страны, следует также отметить тот факт, что наличие развитого фондового рынка способствует притоку иностранных инвестиций в экономику страны, что является крайне важным для тех стран, где потребность в инвестиционных средствах выше, чем величина создаваемых сбережений. Для примера рассмотрим ситуацию в России. Не смотря на развивающуюся экономику с высокой доходностью проблема недостатка долгосрочных инвестиций до сих пор не решена, так как иностранные инвесторы больше склонны к портфельным инвестициям, а не к прямым. Для решения сложившейся проблемы в настоящее время ведется работа по созданию Международного финансового центра в Москве. Но следует понимать, что для того, чтобы привлечь иностранных инвесторов в нашу экономику, необходимо в первую очередь провести ряд структурных изменений на фондовом рынке.

Как уже было сказано, в нашей стране развит банковский сектор, роль же фондового рынка в финансировании экономики страны пока еще не столь высока. При этом однозначно сказать, является ли такая ситуация благоприятной или наоборот — нужно что-то менять, нельзя. В любом случае, развитие фондового рынка имеет ряд преимуществ, которые будут рассмотрены далее.

Рассматривая перспективы развития фондового рынка в России нужно начать с того, что в 2008 г. у Правительства и Министерства финансов появилась идея по созданию Международного финансового центра в Москве. Эта идея была продиктована необходимостью создания условий в нашей стране по привлечению инвесторов, которые бы приходили на наш рынок с долгосрочными перспективами работы, чтобы это не были исключительно те спекулянты, которые покинули Россию сразу же после первых признаков надвигающегося кризиса 2008 г. В 2011 г. была создана специальная рабочая группа, задачей» которой» является разработка программы по достижению намеченной» цели. Нужно отметить, что эта задача изначально казалась трудновыполнимой, учитывая, что в 2008 г. Москва была лишь на 68 месте из 79 городов в рейтинге Global Financial Centres Index, который» ежегодно составляется консалтинговой» группой» Z/Yen Group. При этом первые места заняли такие города, как Лондон, Нью-Йорк, Гонконг и Сингапур.

В 2008 г. Министерством экономического развития РФ был разработан первый» проект Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации, в соответствии с которой» было необходимо провести ряд реформ в разных отраслях экономки до 2015 г.: усовершенствовать налогообложение на фондовом рынке, принять эффективный

закон по борьбе с инсайдерской торговлей, усовершенствовать судебную систему, чтобы она была способна препятствовать правонарушениям на рынке, увеличить разнообразие инструментов на фондовом рынке и улучшить его инфраструктуру. Спустя 4 года после разработки концепции можно сказать, что первые результаты деятельности в этом направлении уже есть, но сделать предстоит еще много всего. Это подтверждается в том числе тем, что Москва по состоянию на 2013 г. переместилась лишь на 65 место в указанном выше рейтинге.

Одной из главных реформ можно назвать создание единой биржи на основе РТС и ММВБ в конце 2011 г. Это было необходимо для повышения технологической оснащенности биржи, для повышения удобства работы на российском рынке как для иностранных, так и для отечественных инвесторов за счет появления возможностей по торговле инструментами на разных площадок с одного расчетного счета. Рубен Аганбегян, бывший президент ММВБ, один из наиболее активных участников процесса по объединению бирж в одном из интервью «Ведомостям» отмечает, что иностранные инвесторы уже давно спрашивали представителей биржи о том, когда же это произойдет, и по достоинству оценили произошедшие изменения.

Последующим и логическим решением вслед за объединением бирж стало объединение двух крупнейших депозитариев нашей страны. 6 ноября 2012 г. ФСФР законодательно присвоила НКО ЗАО «Национальному расчетному депозитарию» статус центрального депозитария. К нему присоединился ЗАО «ДКК», который до этого момента был крупнейшим расчетным депозитарием по акциям.

Еще одним очень важным шагом к созданию МФЦ в Москве стало решение об объединении ЦБ и ФСФР и создание на их базе мегарегулятора по принципу ФРС в США. В результате создания мегарегулятора установится единый контроль за банками и фондовым рынком, что является необходимостью, т.к. сейчас финансовая система становится все сложнее и сложнее, а многие холдинговые компании (например, ФК «Открытие») ведут деятельность как в банковском бизнесе, так и на фондовом рынке и в сфере страхования. Отметим, что создание единой биржи и центрального депозитария, а также планы по объединению ЦБ и ФСФР вносят существенный вклад в улучшение инфраструктуры фондового рынка в России.

Одним из последних знаковых достижений, способствующих созданию МФЦ в Москве, стал запуск торгов акциями первого иностранного ЕТБ-фонда на ММВБ 29 апреля 2013 г. Фонды ЕТБ уже давно существуют на зарубежных фондовых рынках и зарекомендовали себя, как очень хорошие инструменты по диверсификации рисков для непрофессиональных инвесторов. В России же о вводе этого инструмента в обращение говорили последние 3 года и для того, чтобы осуществить это, в июле 2012 г. Государственная Дума провела изменение в закон «Об инвестиционных фондах», введя само понятие биржевого ПИФа. Начало торговли акциями ЕТБ-фонда в России, которые как класс финансовых продуктов зарекомендовали себя за рубежом, говорит о том, что работа по повышению разнообразия инструментов на фондовом рынке России ведется, и процесс не стоит на месте.

Сам факт появления планов о создании МФЦ в Москве дает нам понять, что власти в нашей стране всерьез задумались о важности фондового рынка для экономики страны. И это несмотря на то, что вероятность воплощения этих планов не очень высока, и у этой затеи очень много скептиков, как в России, так и за рубежом. Проблема заключается в том, что все действия, которые сейчас предпринимаются для реализации этого плана, относятся напрямую к изменениям на фондовом рынке. В результате этих мер действительно улучшится его инфраструктура, увеличится разнообразие финансовых инструментов, и он станет более понятным и удобным для отечественных и иностранных инвесторов, но это будет всего лишь

достаточным условием для возникновения предпосылок для того, чтобы Москва действительно стала одним из мировых финансовых центров. Необходимым же условием должно быть коренное изменение в представлении о нашей стране у иностранных инвесторов. Большинство инвесторов в мире, которые хоть как-то рассматривают нашу страну в качестве потенциального объекта для инвестиций, пока видят в нашей стране только развивающуюся экономику с высокой доходностью и одновременно высокими рисками. В нашей стране высокие политически риски, экономика чрезмерно зависит от цен на нефть, и в нашей стране высоки валютные риски из-за слабости рубля по отношению к мировым валютам. Здесь нужно также упомянуть слабую правовую систему, о которой уже шла речь во 2-й главе. Все это отпугивает долгосрочные инвестиции в нашу страну. Поэтому и получается так, что к нам в страну приходят в основном портфельные инвесторы, которые хотят снять сливки в период роста и стабильности, а как только на рынках появляются признаки нестабильности, то они сразу же распродают активы и уходят с рынка. Как результат получаем все проблемы, о которых уже шла речь выше — это чрезмерная цикличность экономики и нехватка длинных денег. Поэтому для того, чтобы решить существующую проблему нужно снижать зависимость экономики нашей страны от цен на нефть, реформировать законодательную и судебную системы, менять политическую систему в стране. Если будет комплекс таких мер, тогда план по созданию МФЦ в Москве может быть со временем реализован, а пока, как видим, проводимые изменения никак не меняют место Москвы в рейтинге финансовых центров мира.

Читать статью  Фондовая биржа или форекс — что выбрать новичку?

При анализе перспектив развития фондового рынка в России стоит также рассмотреть пенсионную реформу. Эту реформу нельзя причислить к мерам, которые начали предприниматься с целью создания МФЦ в Москве, потому что она была начата еще в 2002 г. У этой реформы было несколько целей: создание нового принципа пенсионной системы, где каждый человек сам копит деньги на свою старость и создание драйвера для развития фондового рынка за счет инвестирования сбережений населения на фондовом рынке через пенсионные фонды (государственные и негосударственные). Эта реформа проводилась по зарубежному опыту, где средства пенсионных фондов являются основным источником длинных денег в экономике, которых так не хватает нашей стране. Но итогом 10 летнего хода реформы стал закон, подписанный 4 декабря 2012 г., о том, что с 2014 г. принцип накопительной пенсии сохранится только для тех граждан, которые сами захотят этого и напишут заявление об этом в отделение Пенсионного Фонда РФ. При этом граждане смогут выбрать размер накопительных отчислений, который может варьироваться от 2 до 6%. Главной проблемой для успешной реализации реформы, которая изначально задумывалась для всех граждан младше 1967 г., стало то, что на данный момент при переводе всех людей такого возраста на накопительную пенсию у Пенсионного Фонд и в бюджете просто не будет достаточных средств для выплат пенсий нынешним пенсионерам. Если бы данная реформа была бы реализована в полной мере, то это было бы очень хорошим драйвером для развития фондового рынка в нашей стране. Но пока что только чуть больше 22 млн. чел. перешли на накопительную систему, и их накопления инвестируются на фондовом рынке. Однако у оставшейся активной части населения есть еще большая часть 2013 г. для того, чтобы перейти на накопительную систему, и, возможно, что по итогам реформы эта цифра приблизится к 30 млн. чел. Но даже накопления этих людей уже могут со временем дать отечественному фондовому рынку необходимые длинные деньги, в которых он так нуждается.

Минус слабого развития фондового рынка заключается в том, что маленьким компаниям с высокотехнологичным или просто нетривиальным продуктом сложно получить финансирование в банке, т.к. у них не хватает материальных активов для залога, а будущий потенциал развития банк чаще всего не оценивает. Здесь стоит отметить, что на российских

биржах работают такие площадки для компаний малой капитализации. Рассмотрим их более подробно.

Первой открывшейся площадкой была RTS start, которая открылась на РТС в 2007 г. Она была создана для компаний малой и средней капитализации, у которых не было ресурсов для выхода на основную площадку РТС. За первый год на этой площадке было проведено 5 выпусков акций компаний из разных отраслей экономики. Однако с момента объединения бирж и создания Московской биржи эта площадка перестала существовать.

Также аналогичная площадка была создана на ММВБ в июне 2007 г. Ее название -сектор инновационных и растущих компаний (ИРК). Она была создана прежде всего для высокотехнологичных компаний из таких отраслей, как телекоммуникации, интернет, разработка ПО, биотехнологии и электроника. У этой площадки есть критерий не только по отрасли и технологичности, но и по темпу роста выручки, который должен быть не меньше, чем 20% за прошедший год. Однако, компании не с высокотехнологичными продуктами также могут разместиться на этой площадке, если ожидаемый уровень капитализации мог достигнуть минимальной отметки в 100 млн. руб. После объединения бирж данная площадка продолжила свою работу но под названием Рынок инноваций и инвестиций Московской биржи (РИИ). По данным на конец апреля 2013 г. на этой площадке обращались акции 21-й компании.Также кроме РИИ на Московской бирже работает РИИ 2. Она была создана для совсем маленьких компаний, у которых очень мало средств для проведения размещения.

Работа рассмотренных площадок, поддерживает компании малой капитализации, занимающиеся высокими технологиями и желающими получить финансирование на рынке. Это хороший опыт для дальнейшего развития этого рынка, учитывая, что объем торгов на площадке РИИ за 2012 г вырос на 50% по данным презентации Московской биржи на апрель 2013 г.

Фондовый рынок России в настоящее время является сильно монополистичным, многие из отраслей, такие как нефтегазовая и строительная недоступны для конкуренции, так как процесс ценообразования в этих отраслях является далеко не рыночным и конкуренцию там отсутствует в принципе. Предприятия просто не имеют возможности выхода на эти рынки. Хотя для полного формирования большинства рынков необходимо развитие фондового. Восстановление фондового рынка в нашей стране должо начаться тогда, когда инвесторы начнут доверять компаниям, банкам, партнерам, государству, чему будет способствовать решение проблем ликвидности и притока иностраннго капитала.

Для успешного развития фондового рынка в нашей стране необходимо провести комплекс мер, котрый будет включать в себя:

1. Совершенствование законодательства, где особое внимание будет уделено именно налоговому законодательству, так как оно в ряде случаев не принимает во внимание особенности налогооблажения некоторых видов операций с финансами и его нормы в отношении российского финансового рынка не всегда совпадают с аналогичными терминами и понятиями, которые закреплены в гражданском законодательстве и в законодательстве в сфере рынка ценных бумаг. Это создает проблемы неоднозначности толкования некоторых норм в законодателстве. Зачастую режим налогооблажения на финансовом рынке РФ является более жестким, нежели в других мировых финансовых центрах. В настоящее время существует объективная необходимость в принятии мер, увеличивающих привлекательность налогооблажение на российском финансовом рынке. Это позволит конкурировать с мировыми финансовыми центрами.

2. Снижение административных барьеров и упрощение процедур. За последнее время ФСФР России приняла ряд мер, которые упростили процедуры государственной регистрации выпусков ценых бумаг, что стало одним из ключевых факторов в увеличении роста объемов операций с ценными бумагами на российском рынке. Вместе с тем, данная работа еще не закончена. Также следует упростить процесс эмиссии ценных бумаг, в тех случаях, когда данные ценные бумаги конвертируются в ценные бумаги, имеющие тот же объем прав и ту же долю акционеров в уставном капитале.

3. Развитие срочного рынка и рынка коллективных инвестиций. В настоящее время ФСФР России уже подготовила концепцию и проект соответствующего нормативного акта. Определенный спектр проблем российского срочно рынка вызван сегментацией его регулирования по базовому активу и отсутствием единого государственного органа, в чью компетенцию входили бы функции по регулированию, контролю и надзору. Путем разработки и принятия нормативноправовых актов необходимо принять меры, которые будут направлены на расширение круга финансовых инструментов для инвестирования средств институтов коллективных инвестиций, включая иностранные ценные бумаги; создание новых видов инвестиционных фондов, которые будут ориентированы наинвестирование в те сектора экономики, которые являются приоритетными; совершенствование контроля за сохранностью средств коллективного инвестирования со стороны специализированного депозитария; внедрение системы по управлению рисками при совершении срочных сделок институтами коллективного инвестирования.

4. Совершенствование качества корпоративного управления. В течение последних нескольких лет в нашей принято много мер по обеспечению необходимого качества корпоративного управления. Между тем, существует ряд проблем, который требует решения как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Также необходимо исправить несостыковки норм различных нормативных правовых актов, которые касаются ответственности руководителей обществ, а также уточнить процессуальный статус акционера, который предъявляет иск в интересах общества.

5. Улучшение механизмов привлечения инвесторов и механизмов защиты их интересов. Непрерывная и грамотная деятельность населения на финансовом рынке является одним из факторов, определяющих не только уровень жизни в стране, но и показывающих степень зрелости финансового рынка, который обспечивает трансформацию индивидуальных сбережений граждан в необходимые экономике инвестиции. Это также свидетельствует о росте осведомленности населения о состоянии финансового рынка, о понимании ими базовых принципов его функционирования. Регулирование этой области со стороны государства должно быть направлено на усиление элемнтов сознательного поведения розничных инвесторов, их защиту, создание условий снижения рисков индивидуальных инвестиций, исключение спонтанности, необдуманного риска и азарта, обычно сопутствующих ранним стадиям развития рынка ценных бумаг и инвестиционной активности населения. Повышение интереса населения к финансовому рынку и стимулирование инвестирования на финансовом рынке индивидуальных сбережений обеспечивается рядом мер, в том числе в области совершенствования налогообложения, о чем сказано выше. Важным средством стимулирования

участия розничных инвесторов на финансовом рынке могут стать компенсационные и страховые схемы.

6. Совершенствование регулирования на финансовом рынке. Совершенствование регулирования на финансовом рынке должно осуществляться по трем основным направлениям: во-первых, повышение роли СРО и установление их более тесной связи с государственным регулятором финансового рынка, во-вторых, унификация норм и правил государственного регулирования деятельности на финансовом рынке с постепенной концентрацией государственных функций по регулированию, контролю и надзору на финансовом рынке в одном государственном органе, в-третьих, развитие системы пруденциального надзора;

7. Предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности и совершенствование регулирования. Предотвращение манипулирования ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации. Крайне актуальной остается задача принятие закона о противодействии злоупотреблений на финансовых и товарных рынках. Указанный законопроект разработан ФСФР России и согласован с заинтересованными органами исполнительной власти. Вместе с тем, принятие этого закона требует не только отдельных юридических уточнений редакции его положений, но и более широкой и публичной работы по формированию таких правил и этики поведения участников рынка ценных бумаг, которые бы исключали возможности манипулирования ценами, использования инсайдерской информации. Определенные меры по предотвращению указанных злоупотреблений на организованном рынке могут быть приняты незамедлительно в рамках действующего законодательства с опорой на инициативу и сознательность наиболее ответственных участников финансового рынка и работников регулирующих органов;

8. Консолидирование и формирование положительного имиджа. Важным фактором повышения конкурентоспособности российского финансового рынка является создание его позитивного имиджа в глазах отечественных и зарубежных инвесторов. Необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы преодолеть сохраняющиеся предрассудки в отношении неразвитости российского финансового рынка или незащищенности привлекаемых на российском рынке инвестиций. Необходима целостная система распространения информации и знаний о российском финансовом рынке, как среди иностранных инвесторов, так и внутри России. Зачастую упрощенные представления российских предпринимателей о финансовом рынке, приверженность отдельных комментаторов и аналитиков штампам зарубежной прессы оборачиваются накоплением неоправданно негативных оценок реальной ситуации в России. Низкий уровень информированности населения, а также отсутствие доверия к инструментам финансовых рынков приводит к тому, что до сих пор значительная часть сбережений граждан осуществляется в наличной форме, путем вложений в иностранную валюту и увеличения объема наличных денег на руках у населения.

Построение системы информации о российском финансовом рынке позволит создать объективную картину реальных возможностей, которые предоставляет инвесторам и эмитентам российский финансовый рынок.

Решение изложенных задач позволило бы создать надежную базу долгосрочного роста российского финансового рынка и повышение его роли как в рамках национальной, так и мировой экономики.

Подводя итог под перспективами развития фондового рынка в России и повышения его роли в финансировании экономики России можно сказать, что в последние годы были сделаны фундаментальные шаги к улучшению инфраструктуры рынка и созданию условий для повышения его значимости для реализации компаниями своих инвестиционных программ. Все это будет вести к тому, что фондовый рынок будет со временем все больше участвовать в финансировании экономики, особенно если учесть пристальное внимание властей к этой проблеме и желанию сделать МФЦ в Москве.

Однако, стоит отметить, что несмотря на всю пользу проводимых изменений на фондовом рынке, это не означает, что сразу после того, как все реформы будут реализованы, иностранные инвесторы сразу придут к нам на рынок с долгосрочными инвестициями. Для того, чтобы это произошло нужно фундаментально менять российскую экономику, уменьшая ее зависимость от цен на нефть, а также проводить результативную борьбу с коррупцией и снижать политические риски в стране — т.к. менять все то, что также беспокоит иностранных инвесторов в нашей экономик помимо неразвитости фондового рынка. И вот тогда поток иностранных прямых инвестиций в Россию действительно будет расти.

1. Гвелесиани Т.В., Гладкова В.Е. Проблемы развития банковского сектора в России// Ученые записки Российской Академии предпринимательства, Выпуск 15, (2009). — 115 стр.

2. Данилов Ю. А., Якушин А. Ф. Аналитический доклад «IPO в России: Итоги

2008», Москва, Фонд «Центр развития фондового рынка», 2009. — 135 стр. //

[Электронный ресурс]. — Электронные данные. — Режим доступа:

3. Деришева О., Федоров А. RTS start — стартовая площадка РТС для Российских компаний малой и средней капитализации // «Компания и эмитент»Ко12 (2007).

4. Доклад всемирного банка об экономике России. Февраль 2004 года. — 189 стр. //

Читать статью  Рынок ценных бумаг / Берзон Фондовый ик

[Электронный ресурс]. — Электронные данные. — Режим доступа:

5. Концепция создания международного финансового центра в Российской

Федерации // МЭРТ от 31.12.2009 — 137 стр. [Электронный ресурс]. —

Электронные данные. — Режим доступа:

6. Коллектив авторов под руководством Миркина Я.М. Аналитический доклад «Среднесрочный прогноз развития финансовой системы (2010- 2015 гг.)» — 276 стр.

7. Обзор российского рынка публичных размещений акций 2010 — 35 стр. //

[Электронный ресурс]. — Электронные данные. — Режим доступа:

8. Обзор российского рынка публичных размещений акций 2010 — 27 стр. //

[Электронный ресурс]. — Электронные данные. — Режим доступа:

9. Прозрачный бизнес: За и против, Совместное исследование BD0 и Ассоциации

менеджеров России — 17 стр. // [Электронный ресурс]. — Электронные данные. —

Режим доступа: http://amr.ru/upload/transparancy.pdf.

10. Презентация «TheGlobal Financial Centres Index 13» // Z/Yen Group (March 2013)

— 123 стр. [Электронный ресурс]. — Электронные данные. — Режим доступа: http://www.longfinance.net/images/PDF/GFCI_25March2013.pdf.

Рецензент: Бутова Татьяна Витальевна к.э.н., заместитель декана факультета «Государственное и муниципальное управление», ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», tvbutova@mail.ru

«The Financial University under the Government of the Russian Federation»

Russia, Moscow E-Mail: mfilatova@fa.ru

The Financial University under the Government of the Russian Federation»

Russia, Moscow E-Mail: nastia007.07@mail.ru

The Financial University under the Government of the Russian Federation»

Russia, Moscow E-Mail: uda4in.nick@yandex.ru

The stock market and its role in financing the economy of the Russian Federation

Abstract. In this study, the role of the stock market in financing the Russian economy was investigated. To answer the question whether the Russian financial system is market, the authors used the indicators proposed by foreign authors. The values of these indicators showed that the current role of the financial system for the economy of our country is much higher than the role of the banking sector and that in the Russian Federation the market finansial system has taken place. However, the further study of the problem showed that it is not so. The reason for this is the high speculation of the Russian stock market, as well as excessively high value of its capitalization. Analyzing the sources of the financing the investment of the Russian companies and IPO volume in the stock market, it became clear that at the present time in our country a banking financial redundant system is taking place, and the value of the stock market in financing the economy is minimized. This situation should be explained by the fact that in reality only a small proportion of the investment projects financed by the companies by attracting money from the stock market. In conclusion, the authors suggest possible solutions to the problems identified in the study.

Keywords: stock market; financial market; finances; economy of Russia; the financing of the Russian economy; stock market problems; the stock market of the RF; the banking sector; the role of the stock market; the stock market and the economy.

Identification number of article 138EVN314

Gvelesiani T.V., Gladkova V.E. Problemy razvitija bankovskogo sektora v Rossii// Uchenye zapiski Rossijskoj Akademii predprinimatel’stva, Vypusk 15, (2009). — 115 str.

Danilov Ju. A., Jakushin A. F. Analiticheskij doklad «IPO v Rossii: Itogi 2008», Moskva, Fond «Centr razvitija fondovogo rynka», 2009. — 135 str. // [Jelektronnyj resurs]. — Jelektronnye dannye. — Rezhim dostupa:

Derisheva O., Fedorov A. RTS start — startovaja ploshhadka RTS dlja Rossijskih kompanij maloj i srednej kapitalizacii // «Kompanija i jemitent»No12 (2007). — 27 str.

Doklad vsemirnogo banka ob jekonomike Rossii. Fevral’ 2004 goda. — 189 str. // [Jelektronnyj resurs]. — Jelektronnye dannye. — Rezhim dostupa: http://protown.ru/information/hide/3299.html.

Koncepcija sozdanija mezhdunarodnogo finansovogo centra v Rossijskoj Federacii // MJeRT ot 31.12.2009 — 137 str. [Jelektronnyj resurs]. — Jelektronnye dannye. -Rezhim dostupa:

Kollektiv avtorov pod rukovodstvom Mirkina Ja.M. Analiticheskij doklad «Srednesrochnyj prognoz razvitija finansovoj sistemy (2010- 2015 gg.)» — 276 str.

Obzor rossijskogo rynka publichnyh razmeshhenij akcij 2010 — 35 str. // [Jelektronnyj resurs]. — Jelektronnye dannye. — Rezhim dostupa:

Obzor rossijskogo rynka publichnyh razmeshhenij akcij 2010 — 27 str. // [Jelektronnyj resurs]. — Jelektronnye dannye. — Rezhim dostupa:

Рынок ценных бумаг как альтернативный источник финансирования экономики

Рынок ценных бумаг — это совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг как инструментов финансирования и развития экономики. На РЦБ товаром являются ценные бумаги. Поэтому РЦБ — это рынок торговли ценными бумагами. РЦБ является составной частью финансового рынка.

Рынок ценных бумаг совместно с кредитным рынком призван обеспечивать финансирование и развитие экономики.

Существуют два основных способа финансирования экономики.

1. Финансирование с помощью банковских кредитов (основной способ финансирования в Европе) – рынок кредита.

2. Финансирование через рынок ценных бумаг (основной способ финансирования в США). В этом случае фирма выпускает ценные бумаги (акции, векселя, облигации, депозитарные расписки и др.). Ценные бумаги продаются инвесторам, а фирма получает средства на свое функционирование и развитие.

Таким образом, рынок ценных бумаг является частью финансового рынка и служит в качестве еще одного источника финансирования и развития экономики.

Федеральные и региональные органы власти, органы местного управления, компании, банки, фирмы, финансовые коммерческие институты и другие организации, имеющие на то право, эмитируя ценные бумаги, пополняют при их реализации свои бюджеты или формируют и пополняют акционерные капиталы.

Векселя, депозитные и сберегательные сертификаты и другие ценные бумаги частично замещают деньги в качестве средства сбережения и обращения. Опционы и фьючерсы способствуют совершению срочных сделок (осуществлению контрактов по купле-продаже ценных бумаг в будущем в конкретный срок). Банковские векселя являются квазиденьгами.

Функции рынка ценных бумаг условно разделяют на две группы:

• общерыночные функции, присущие каждому рынку;

• специфические функции, которые отличают его от других рынков.

vкоммерческая — получение прибыли от операций на РЦБ;

vценовая — формирование рыночных цен на ценные бумаги, их посточнное движение и прогнозирование;

vинформационная — биржа доводит до участников рынка информацию об объектах торговли и ее участниках;

vрегулирующая — РЦБ (в лице государственных органов регулирования, законодательства, бирж, саморегулирующих организаций) формирует и устанавливает правила торговли и участия в ней, устанавливает приоритеты, осуществляет контроль.

Специфические функции рынка ценных бумаг:

vПерераспределение капиталов и денежных средств. Финансовые активы и денежные средства перераспределяются между отраслями и сферами экономик, территориями и странами, фирмами, группами и слоями населения, населением и государством, между физическими лицами.

Средства через РЦБ направляются инвесторами:

• в наиболее выгодные отрасли, сферы экономики, компании, организации и банки в краткосрочной перспективе (спекулятивный капитал) в расчете получить быстрый доход;

• в перспективные отрасли и предприятия в среднесрочной и долгосрочной перспективе в расчете на прибыль и рост капитала в долгосрочном периоде (стратегические инвесторы);

vстрахование ценовых и финансовых рисков (опционы и другие производные ценные бумаги — деривативы);

vаккумулирование свободных денежных средств;

vфункция перетока капитала в перспективные и прибыльные отрасли и фирмы;

vфункция ограничителя для отраслей и компаний от «перегрева инвестициями» (излишнего финансирования). При ажиотажном спросе на акции какой-либо компании рано или поздно наступает спад или обвал стоимости этих акций, и капитализация компании (ее рыночная стоимость) возвращается к реальной рыночной цене;

v функция инструмента государственной финансовой политики (финансирование дефицитов бюджетов различных уровней, финансирование конкретных проектов, регулирование денежной массы в обращении, поддержание ликвидности государственной финансово-кредитной системы);

v предоставление информации о состоянии экономической конъюнктуры через состояние рынка ценных бумаг (через фондовые индексы).

Рынок ценных бумаг как источник финансирования экономики

Финансовый рынок в развитой рыночной экономике является одним из основных механизмов перераспределения денежных средств на взаимовыгодных условиях между разными экономическими субъектами, способствует перемещению капитала между отраслями и сферами экономики. Под финансовым рынкомпонимается система экономических отношений, связанных с мобилизацией, накоплением и распределением денежных средств, предназначенных для расширенного воспроизводства. На нем совершаются сделки между продавцами и покупателями финансовых ресурсов – как напрямую, так и через финансовых посредников (рисунок 1).

Рисунок 1 – Схема движения финансовых ресурсов

Финансовый рынок также определяют как совокупность рыночных институтов, направляющих поток денежных средств от инвесторов к заемщикам с помощью финансовых инструментов. Финансовый инструмент – это любой договор, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одного экономического субъекта и финансовое обязательство или долевой инструмент – у другого. В более широком смысле под финансовым инструментом понимается совокупность юридически установленных форм отношений на финансовых рынках, с использованием которых осуществляются распределение и перераспределение денежных средств.

В зависимости от экономической природы финансовых инструментов, опосредующих перераспределение финансовых ресурсов, в структуре финансового рынка выделяют следующие секторы:

Ø рынок кредитов (кредитный рынок),

Ø валютный рынок,

Ø рынок драгоценных металлов

Ø рынок ценных бумаг.

Кредитный рынок – это сфера экономических отношений между заемщиком и кредитором, возникающих в связи с движением денег на условиях платности, возвратности, срочности и целевого использования.

Валютный рынок – это сфера экономических отношений, возникающих при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте.

На рынке драгоценных металлов совершаются сделки с золотом и другими драгоценными металлами.

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – это рынок, на котором обращаются ценные бумаги; совокупность отношений, возникающих при их эмиссии и обращении.

Таким образом, все финансовые инструменты (за исключением золота) являются обязательствами разных экономических субъектов:

государства (бумажные денежные знаки, государственные ценные бумаги),

банков (кредит, депозитные и сберегательные сертификаты, банковская книжка на предъявителя, чеки),

акционерных обществ (акции, облигации, векселя),

участников фондового рынка (производные финансовые инструменты).

Иногда в состав финансового рынка включают другие элементы, тогда его представляют как систему относительно самостоятельных звеньев, каждое из которых представляет рынок одной группы финансовых активов.

Согласно другому подходу в структуре финансового рынка выделяют денежный рынок и рынок капиталов, что связано с особым характером обращения финансовых ресурсов, обслуживающих основной и оборотный капитал.

На денежном рынке осуществляется движение краткосрочных накоплений (до 1 года); на рынке капиталов – средне- и долгосрочных (более 1 года). Инструменты денежного рынка служат главным образом для обеспечения экономических субъектов ликвидными средствами, а инструменты рынка капиталов связаны с процессом сбережения и инвестирования. К первым относятся, например, векселя, депозитные сертификаты, а ко вторым – долгосрочные облигации и ссуды, акции.

В настоящее время любое деление финансового рынка на сегменты является достаточно условным, поскольку на практике постоянно происходят изменения формы перемещения и использования капитала. Например, банковские кредиты выдаются под залог ценных бумаг, осуществляется кредитование ценными бумагами, выпускаются ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте.

В ходе реформ в Российской Федерации были созданы все основные элементы финансового рынка, однако формирование действенного рыночного механизма перераспределения финансовых ресурсов до сих пор не завершено.

Рынок ценных бумаг как источник финансирования экономики

Рынок ценных бумаг считается ключевым сегментом национального финансового рынка с позиции решения таких вопросов, как перераспределение собственности и привлечение инвестиций в экономику страны. Он представляет собой совокупность отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг, а также совокупность форм и методов такого обращения. Основное назначение фондового рынка состоит в аккумуляции временно свободных денежных средств и обеспечении возможности их перераспределения путем проведения операций купли-продажи ценных бумаг, осуществление перемещения финансовых ресурсов от инвесторов к эмитентам.

Рынок ценных бумаг является одним из секторов финансового рынка, наряду с рынками кредитов, валюты и драгоценных металлов, и обслуживает как денежный рынок, так и рынок капиталов в части движения финансовых ресурсов, опосредованного обращением ценных бумаг (рисунок 7.2).

Рисунок 2 – Место рынка ценных бумаг в структуре финансового рынка

Предназначение и роль рынка ценных бумаг в экономике можно раскрыть через его функции, которые делят на две группы: общерыночные и специфические.

Общерыночные функции характеризуют экономическое содержание рыночных отношений вообще и присущи любому рынку. К ним относятся:

Ø посредническая функции.

Сущность коммерческой функции состоит в том, что благодаря участию в рыночных отношениях экономические субъекты получают доход.

Информационная функция заключается в том, что посредством рыночного механизма происходит сбор, обобщение и доведение до всех участников рынка информации об объектах торговли и ценах.

Доступность информации, ее актуальность и полнота играют особую роль в функционировании рынка ценных бумаг, поскольку они способствуют уменьшению трансакционных издержек, повышению эффективности фондового рынка и более полному выполнению следующей функции – ценообразующей. Она предполагает установление равновесной цены на рынке в каждый конкретный момент времени в процессе взаимодействия спроса и предложения.

Сущность посреднической функции состоит в том, что рынок обеспечивает взаимодействие продавцов и покупателей, делает возможным и облегчает осуществление сделок.

Основными специфическими функциями, которые свойственны исключительно рынку ценных бумаг и отражают его отличия от других видов рынков, являются перераспределительная, регулирующая, обслуживание государственного долга, индикаторная, учетная, контрольная, хеджирование.

Перераспределительная функция проявляется в перераспределении денежных ресурсов посредством обращения ценных бумаг между отраслями и сферами экономики, между регионами и странами, между государством, предприятиями и населением. Перераспределение средств происходит параллельно с их аккумулированием, т.е. объединением многочисленных мелких активов в крупные коллективные капиталы. Наиболее наглядным примером этого процесса является деятельность различных институциональных инвесторов, прежде всего инвестиционных фондов. Объединённые ресурсы большого количества мелких инвесторов позволяют повышать эффективность инвестиционной деятельности. По причине значимости объединения капиталов и наличия на фондовом рынке специальных механизмов такого объединения иногда выделяют аккумулирующую функцию рынка ценных бумаг, которая позволяет осуществлять крупные операции на рынке и обеспечивает оперативное перемещение крупных капиталов. С макроэкономической точки зрения перераспределение инвестиционных ресурсов в экономике на конкурентных, рыночных началах обеспечивает концентрацию ресурсов в наиболее доходных и перспективных компаниях, отраслях, регионах, уменьшая объемы финансирования менее эффективных экономических субъектов и видов деятельности. Эти процессы характеризуют стабильный рынок ценных бумаг как оптимальный источник финансирования экономики, обеспечивающий перелив капитала исключительно на основе объективных показателей доходности и рискованности инвестиций.

Читать статью  Что такое фиксация прибыли. Объясняем простыми словами

Выпуск и обращение государственных ценных бумаг, получившие широкое распространение в большинстве экономически развитых стран, позволяют выделить такую функцию рынка ценных бумаг как обслуживание государственного долга. С помощью выпуска государственных ценных бумаг решается целый ряд задач: покрытие дефицита бюджета, финансирование государственных программ капиталовложений, обеспечение кредитно-финансовых институтов ликвидными резервами. Кроме того, уровень доходности на рынке государственных ценных бумаг является ориентиром для определения доходности капиталовложений на фондовом рынке страны в целом. Также посредством фондовых операций на рынке государственных ценных бумаг осуществляется регулирование количества денежной массы в обращении, а следовательно, инфляции, занятости, количества инвестиционных ресурсов в экономике. Продажа государственных ценных бумаг на рынке сокращает объем денежной массы, а их покупка государством ведет к освобождению дополнительных инвестиционных ресурсов. Таким образом, фондовый рынок предоставляет государству мощный инструмент для изменения направления движения временно свободных денежных средств и регулирования социально-экономических процессов, в этом состоит его регулирующая функция.

Индикаторная функция заключается в том, что показатели рынка ценных бумаг отражают политические, макро- и микроэкономические процессы в стране, регионе и мире.

Учетная функция рынка ценных бумаг связана с особенностями регулирования рынка и предполагает обязательный учет в специальных списках (реестрах) всех видов ценных бумаг, регистрацию участников рынка, фиксацию фондовых операций.

Контрольная функция является обязательным условием нормального функционирования фондового рынка, заключается в необходимости проверки соблюдения норм законодательства и правил торговли участниками рынка. Контроль осуществляется на разных уровнях – со стороны государства, саморегулируемых организаций, ассоциаций, организаторов торговли и т.д. Поскольку участники рынка ценных бумаг должны соответствовать законодательно установленным требованиям, проводится их лицензирование.

Рынок ценных бумаг предоставляет участникам разные инструменты снижения рисков инвестирования, т.е., в отличие от большинства других рынков, выполняет функцию хеджирования (страхования рисков). Страхование ценовых и финансовых рисков осуществляется благодаря производным ценным бумагам, использование которых позволяет инвесторам получать от операций заранее рассчитанный доход, ограничивать свои убытки, уменьшать вероятность финансовых потерь. Другим вариантом снижения рисков инвестора является предоставляемая развитым фондовым рынком возможность диверсификации – распределения инвестируемого капитала по разным видам финансовых инструментов, отраслям экономики и регионам. Использование возможностей страхования и уменьшения рисков на рынке ценных бумаг способствует повышению стабильности и сбалансированности функционирования рыночных механизмов.

Анализируя особенности рынка ценных бумаг, экономисты выделяют также его вспомогательные функции, проявление которых связано с различной экономико-правовой природой финансовых инструментов, спецификой конкретных этапов развития экономики, возможностями реализации особых интересов хозяйствующих субъектов, изначально не присущих природе фондового рынка. К таким функциям относятся: перераспределение прав собственности, антикризисное управление, залоговая, образовательная, культурная и т.д.

Участники рынка ценных бумаг – это физические и юридические лица, которые вступают между собой в экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг. Основными участниками рынка являются поставщики и потребители финансовых ресурсов (капитала), которые с помощью различных инструментов рынка ценных бумаг удовлетворяют свои потребности в, соответственно, размещении временно свободных денежных средств или привлечении инвестиций. Поставщики капитала (инвесторы) покупают ценные бумаги, выпускаемые конечными получателями финансовых ресурсов (эмитентами).

Эмитент – юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

Основными видами эмитентов являются:

— органы местного самоуправления;

Из числа хозяйствующих субъектов основными эмитентами ценных бумаг являются юридические лица, хотя лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, могут выпускать такие ценные бумаги, как векселя и чеки, но они практически не представлены на российском рынке. По направлениям профессиональной деятельности эмитентов делят на следующие группы:

1. Промышленные и торговые организации. В основном на фондовом рынке представлены ценные бумаги акционерных обществ. Важным дополнительным признаком классификации эмитентов этой группы является их отраслевая принадлежность, от которой зависят специфические риски инвестирования и отдельные вопросы организации финансов.

2. Коммерческие банки, которые могут использовать более широкий перечень финансовых инструментов, чем другие эмитенты: это не только акции, облигации и векселя, но и депозитные и сберегательные сертификаты, банковские книжки на предъявителя – ценные бумаги, которые могут выпускать только банки.

3. Инвестиционные компании и инвестиционные фонды.

4. Страховые компании, пенсионные фонды и другие организации финансового сектора экономики.

Также эмитентов классифицируют в зависимости от организационно-правовой формы, инвестиционной привлекательности, государственной принадлежности и т.д.

Возможные цели деятельности эмитентов на фондовом рынке:

— привлечение финансовых средств для развития предприятия, для оптимизации структуры капитала;

— реструктурирование собственности и управления (сохранение и укрепление контроля над предприятием, перераспределение собственности, выход учредителей из бизнеса, консолидация капитала – связаны с эмиссией долевых ценных бумаг).

Эти цели являются основными, но есть ряд других, подчиненных им целей, достижение которых необходимо для обеспечения возможности привлечения капитала на наиболее выгодных условиях и осуществления реструктуризации компании. В частности, к ним относятся: повышение ликвидности ценных бумаг; формирование публичной кредитной истории; расширение круга инвесторов; поддержание стабильного курса ценных бумаг; максимизация рыночной стоимости акций; улучшение имиджа; повышение степени известности и т.д.

Инвестор – это физическое или юридическое лицо, вкладывающее свои средства в финансовые или реальные активы в расчете на получение дохода или прирост капитала. На рынке ценных бумаг инвесторами являются экономические субъекты, приобретающие ценные бумаги. Согласно ФЗ «О рынке ценных бумаг» инвестор – это лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве. Инвесторами могут быть как физические, так и юридические лица. Основной интерес инвестора состоит в эффективном использовании имеющихся у него сбережений, предполагающем обеспечение их сохранности и получение определенного дохода. Для классификации инвесторов используются различные признаки.

В зависимости от статуса выделяют следующие группы инвесторов: частные инвесторы, государство, институциональные инвесторы.

Частные инвесторы – это физические лица, которые характеризуются осознанными действиями, направленными на обеспечение сохранности и доходности средств, не использованных на потребление, т.е. сберегательным и инвестиционным поведением.

Государство, как правило, является исключительно потребителем капитала, выпуская государственные ценные бумаги. Однако в России государство стало держателем значительных пакетов акций крупных российских предприятий в результате приватизации, поэтому фактически выступает в качестве крупного инвестора на фондовом рынке.

Основными видами институциональных инвесторов, формирующими крупнейшие сегменты рынка, являются такие кредитно-финансовые организации, как банки, инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании. Одно из основных направлений их деятельности, позволяющее выделять их в особую категорию инвесторов на фондовом рынке, состоит в осуществлении финансового посредничества между сберегателями, имеющими свободные денежные средства, и непосредственными получателями этих средств (эмитентами ценных бумаг). Различия в организационно-правовом статусе финансовых посредников обусловливают выделение двух групп институциональных инвесторов. К первой группе относятся различные виды банковских учреждений: центральные, коммерческие, инвестиционные, сберегательные, ипотечные банки, которые обеспечивают аккумуляцию средств большого количества разрозненных инвесторов и их перераспределение с помощью традиционных банковских инструментов и ценных бумаг. Вторая группа – это небанковские финансовые учреждения, к которым относятся институты коллективных инвестиций, страховые компании, пенсионные фонды, финансовые компании и т.д.

Коммерческие банки осуществляют активные операции на фондовом рынке, инвестируют временно свободные денежные средства в ценные бумаги. Как правило, таким образом обеспечивается приток на рынок капиталов сбережений населения и финансовых ресурсов предприятий, временно не задействованных в производственном процессе. В настоящее время именно коммерческие банки доминируют на российском фондовом рынке, выступая основным сегментом инвесторов.

Институты коллективного инвестирования, по сути, осуществляют финансовое посредничество между конечными получателями финансовых ресурсов и непосредственными инвесторами, которые не всегда самостоятельно участвуют в операциях купли-продажи ценных бумаг. Специализированные финансовые организации осуществляют мобилизацию и аккумулирование разрозненных средств многих экономических субъектов и последующее управлении ими как единым капиталом. В частности, инвестиционные фонды представляют собой особую форму объединения капиталов отдельных лиц для осуществления единого управления и инвестирования этого капитала. В Российской Федерации, согласно ФЗ «Об инвестиционных фондах», могут создаваться акционерные и паевые инвестиционные фонды. Акционерный инвестиционный фонд – это открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и недвижимое имущество, и фирменное наименование которого содержит слова «акционерный инвестиционный фонд» или «инвестиционный фонд». Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) – это обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании, и имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. ПИФ, в отличие от акционерного инвестиционного фонда, не является юридическим лицом.

В зависимости от состава и структуры активов выделяют следующие виды ПИФов: фонды облигаций, фонды акций, фонды смешанных фондов, фонды фондов, фонды денежного рынка, фонды недвижимости, индексные фонды, фонды венчурных инвестиций, ипотечные фонды. Инвестиционные фонды позволяют распределять риски, сглаживать колебания доходности различных финансовых инструментов, характеризуются более высоким уровнем ликвидности по сравнению с банковскими вкладами. Конкретные требования к финансовым инструментам, в которые вкладываются средства инвестиционных фондов, определяются стратегией инвестирования. Консервативная стратегия ориентирована на высокую ликвидность и минимальный риск капиталовложений; сбалансированная стратегия предполагает получение дохода, превышающего инфляцию, при среднем риске; доходная стратегия направлена на получение максимально возможной прибыли и связана с повышенным риском. Объем средств, направляемых на приобретение финансовых инструментов различного качества, определяется, в первую очередь, интересом акционеров (учредителей) инвестиционного фонда к различным стратегиям инвестирования. Например, интерес к получению высоких доходов обусловливает повышение спроса инвестиционных фондов на корпоративные ценные бумаги (акции и облигации), характеризующиеся более высокими рисками, но способные обеспечить высокую норму дохода на инвестиции.

Важнейшей группой институциональных инвесторов во многих странах с развитой рыночной экономикой являются пенсионные фонды. Возможность активной инвестиционной деятельности пенсионных фондов требует определенного уровня развития рынка ценных бумаг, наличия рыночной инфраструктуры и привлекательных инструментов.

Страховые компании в настоящее время нельзя рассматривать как крупный источник финансовых ресурсов на рынке ценных бумаг в силу их консервативности и осторожности в работе с финансовыми инструментами.

В зависимости от целей инвестирования выделяют две группы инвесторов:

стратегические инвесторы, которых интересует главным образом не рентабельность капиталовложений, а получение дополнительных выгод от сотрудничества с эмитентом. Как правило, стратегическими инвесторами становятся предприятия из смежных отраслей, которые заинтересованы в активном участии в управлении компанией. Эмитент может получить дополнительные преимущества от такого сотрудничества, которые будут выражены не только в поступлении денежных средств, но и в налаживании непрерывного производственного процесса, поставок, сбыта, логистических цепочек и пр. В таких случаях инвестор и эмитент являются партнерами, заинтересованными в совместной реализации конкретных проектов. В роли стратегического инвестора также могут выступать инвестиционные компании. В любом случае стратегические инвесторы ориентируются на длительную перспективу и часто не ограничиваются конкретными сроками участия в проекте. Для обеспечения эффективности использования денежных средств стратегический инвестор заинтересован в получении механизма контроля за деятельностью эмитента. Получение такого контроля предполагает увеличение влияния в компании путём приобретения определенной доли акций или уставного капитала. В соответствии с этим признаком стратегические инвестиции также называют прямыми в том случае, если они предполагают приобретение не менее 10% акций эмитента;

финансовые инвесторы, интерес которых носит исключительно финансовый характер и заключается в стремлении получить наибольшую прибыль при заданном уровне риска. Они не заинтересованы в приобретении контрольного пакета акций компании, что составляет существенное преимущество таких инвесторов с позиции менеджмента и собственников компании. К финансовым инвесторам относятся большинство индивидуальных и многие институциональные инвесторы: инвестиционные фонды, страховые компании, банки, пенсионные фонды и т.д.

Доход инвесторов на фондовом рынке складывается из дивидендов (акции) или процентов (облигации) и изменения курсовой стоимости ценных бумаг. В зависимости от структуры ожидаемых доходов инвестора выделяют:

— спекулятивных инвесторов (спекулянтов), которые ориентируются на спекулятивные операции с ценными бумагами и быстрое возвращение вложенных средств;

— неспекулятивных инвесторов, ориентированных на получение дохода в среднесрочной перспективе в форме дивидендных и процентных выплат. К неспекулятивным инвесторам также относятся портфельные инвесторы, размещающие капитал во множество различных активов для получения требуемого уровня доходности при заданном уровне риска. Выделяют несколько видов портфелей, обеспечивающих разную доходность и степень риска: консервативные, умеренные и агрессивные.

В зависимости от длительности капиталовложений выделяют:

— краткосрочных инвесторов (горизонт инвестирования менее 1 года), для которых исключительную важность представляют изменение курса ценных бумаг и возможность оперативно продавать и покупать ценные бумаги (ликвидность);

— долгосрочных инвесторов, которые ориентируются на увеличение благосостояния в перспективе и могут не реагировать на колебания курсов и временное уменьшение доходности.

Схематично классификация инвесторов в зависимости от целей и длительности капиталовложений представлена на рисунке 3. Эти признаки могут применяться для классификации как частных, так и институциональных инвесторов, с учетом их особенностей.

Рисунок 3– Классификация инвесторов по целям и длительности инвестирования

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/fondovyy-rynok-i-ego-rol-v-finansirovanii-ekonomiki-rf

Источник https://studopedia.ru/10_217578_rinok-tsennih-bumag-kak-alternativniy-istochnik-finansirovaniya-ekonomiki.html

Источник https://megaobuchalka.ru/10/36285.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: