Рынок ценных бумаг
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – можно определить как обобщенное, собирательное название системы отношений возникающих в процессе купли-продажи разного рода ценных бумаг и в связанных с такими сделками отраслях человеческой деятельности. Это описание может показаться неподготовленному человеку беспредметным, потому стоит попытаться представить его в виде цепочки простых элементов:
В мире существует огромное количество производственных предприятий, деятельность которых можно обозначить как последовательный процесс превращения товара в деньги и денег в товар с целью получения прибыли в процессе оборота средств. Конечными получателями прибыли оказываются владельцы этих предприятий. Если разделить право собственности на предприятие и получение прибыли от его деятельности на доли, оформить эти доли документально – то получатся такие ценные бумаги как акции. Ценность акции выражается, в первую очередь, в ожидаемом доходе для ее владельца в определенный период в будущем. Но собственник акции может предпочесть предстоящему доходу получение стоимости акции немедленно, т.е. решит продать ее. Таким образом, возникает торговля ценными бумагами.
Кроме акций существуют и другие виды ценных бумаг, например: облигации, векселя. По сути это долговые расписки обещающие превратиться в деньги в определенный момент. И у владельцев этих ценных бумаг также может появиться желание получить за них некоторую сумму сегодня, а не ожидать предстоящего расчета.
Поскольку все представители рода человеческого в своих действиях руководствуются не точным знанием будущего, а ожиданиями и прогнозами, конечная прибыль по ценным бумагам может сильно отличаться от ожидаемой. Если по облигациям и векселям еще можно предполагать их будущую стоимость, то доходы владельцев акций зависят от прибыльности соответствующих предприятий.
Ну а раз возникают риски, то появляется и понятие платы за риск. И чем менее определенным кажется предполагаемый доход по ценной бумаге в будущем, тем более вариативна ее стоимость сегодня. Процесс приобретения ценных бумаг с целью дальнейшей перепродажи в момент повышения цены на них называется спекуляцией. В данном случае этот термин не несет негативного содержания. Спекулянты (иначе – игроки) являются полноправными участниками фондового рынка.
Одним из важнейших правил функционирования рынка ценных бумаг является свободное распространение информации о ценах, объемах и иных аспектах совершаемых сделок. Если попытаться переосмыслить суть понятия фондового рынка, то можно сказать, что на нем торгуют именно информацией. Часть этой информации (например, о праве собственности, обязательствах) оформлена в виде ценных бумаг и других документов и ее достоверность кем-то гарантирована. Часть появляется в виде предположений и слухов, но также влияет на ожидания будущих прибылей и убытков и, следовательно, сегодняшних цен.
Заметим, что уровень цен (котировок, индексов) на фондовом рынке определяется, в первую очередь, спросом и предложением на предмет торгов (акции, облигации и пр.). Как показывает практика, рост или падение котировок не может произойти из-за появления информации, иногда весьма неопределенной, о настоящем или предполагаемом изменении финансового положения предприятий, организаций или государств выпустивших в оборот ценные бумаги. Так, например, сведения о засухе, наводнении, неурожае, могут существенно снизить спрос, а значит и цену акций сельскохозяйственных предприятий, а угроза войны – «обрушить» государственные ценные бумаги. Из этого можно заключить, что фондовый рынок постоянно находится в состоянии неопределенности.
Но кроме будущих и настоящих прибылей, обладание некоторыми ценными бумагами, например акциями, означает право собственности и, следовательно, возможность управления реальными заводами, банками и золотыми приисками, а долговые расписки учреждений и государств дают их владельцам возможность в некоторой степени влиять на эти структуры.
Все вышеизложенное описывает мотивы и действия лишь одной стороны, инвесторов, т.е. первичных покупателей ценных бумаг и спекулянтов эти бумаги перепродающих. Но главной общественной выгодой от операции с ценными бумагами является инвестирование аккумулируемых на рынке финансовых ресурсов в реальные производственные системы. С этой целью предприятия проводят первичное размещение своих акций на рынке (IPO). Также коммерческие организации могут предлагать для продажи свои долговые обязательства (облигации, векселя), с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Стоимость ценных бумаг организации на вторичном рынке также влияет на ее инвестиционную привлекательность.
Высокая эффективность производства в странах с развитой рыночной экономикой объясняется в значительной степени достаточным и быстрым финансированием перспективных проектов через продажу ценных бумаг и оптимальным распределением привлеченных ресурсов между предприятиями в зависимости от их прибыльности.
Организационная структура фондового рынка
Прежде всего, следует отметить, что сложившаяся структура рынка ценных бумаг не результат централизованного проектирования, а сложившаяся эволюционным путем, постоянно меняющаяся исходя из текущих потребностей система. Практически все, что сегодня считается необходимым условием функционирования фондового рынка, было когда-то придумано для преодоления возникавших противоречий. Некоторые нововведения затем отмирают за ненадобностью, другие – подтверждают свою актуальность и становятся общим правилом. Однако, никакие правила или организационные структуры, не становятся самостоятельной ценностью и могут быть изменены для дальнейшего развития бизнес-процессов.
Описывая структуру рынка ценных бумаг, следует предупредить, что это не географически обозначенная торговая площадка, и не только система отношений между продавцами и покупателями. В структуре фондового рынка можно выделить:
- организованный рынок – сделки заключаются внутри определенных структур: бирж, виртуальных торговых площадок;
- небиржевой (свободный) рынок – торговля ценными бумагами происходит без биржевого посредничества и биржевых правил;
- кассовый рынок (кэш, слот) – характеризуется немедленной оплатой по заключенным сделкам;
- срочный рынок – где оплата откладывается на оговоренный срок;
- денежный рынок – срок обращения ценных бумаг не более года, таким образом происходит купля-продажа векселей, чеков, краткосрочных облигаций;
- рынок капиталов (инвестиционный) – место торговли акциями, долгосрочными облигациями.
Существуют и другие критерии классификации фондовых рынков, однако этот материал слишком обширен и заслуживает специального исследования.
Среди участников рынка ценных бумаг нужно выделить в первую очередь:
- – первых продавцов ценных бумаг; как правило, это лица выпустившие бумаги в обращение и несущие ответственность по обязательствам в этих бумагах содержащихся; – приобретателей ценных бумаг, средства которых являются источником финансирования для эмитентов и их проектов;
Следующей категорией участников фондового рынка являются посредники:
- – профессиональные участники, производящие операции с ценными бумагами по поручению клиента и за его счет, доход брокера составляет комиссионное вознаграждение от клиента;
- дилеры – такие же посредники, но проводящие операции за свой счет и получающие прибыль от разницы между ценой покупки и продажи;
- управляющие компании – юридические лица, производящие сделки от имени своих клиентов и в их интересах за оговоренное вознаграждение.
Также среди участников фондового рынка выделяют его организаторов и регуляторов. На неорганизованном, внебиржевом рынке эти лица, разумеется, отсутствуют.
Организаторами рынка являются:
- расчетные центры – предприятия, ведущие расчетные счета других участников рынка и производящие расчеты по сделкам;
- регистраторы и депозитарии – занимаются учетом, регистрацией, хранением и оформлением перехода прав собственности на ценные бумаги.
Также среди профессиональных участников рынка обычно присутствуют консультанты, снабжающие заинтересованных лиц необходимой информацией и получающие от них вознаграждение.
Обязательными элементами организованного фондового рынка являются различного рода контролирующие органы, как государственные, так и сформированные другими постоянными участниками на принципах самоуправления. Внутренние органы бирж занимаются, в первую очередь, регулированием текущей деятельности, государственные – следят за соблюдением законодательства.
Таков общий обзор такой сложной и постоянно меняющейся структуры как рынок ценных бумаг. На самом деле эта система гораздо сложнее и ее развитие и совершенствование продолжается и будет продолжаться, т.к. у всех изменений в этой области есть мощный «двигатель» – постоянное движение мощных финансовых потоков направленных на получение прибыли и приумножение капитала.
Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь
Фондовый рынок в Беларуси – явление скорее теоретическое. За годы постсоветского развития было проведено акционирование большинства государственных промышленных предприятий. Первичное распределение акций практически везде проходило по одному из трех основных сценариев:
- акции оставались в государственной собственности, однако в названии появлялось определение «акционерное общество»;
- акции распределялись между сотрудниками, чаще всего пропорционально трудовому стажу на предприятии;
- два предыдущих сценариев соединялись в различных пропорциях, но право решающего голоса оставалось у государства независимо от количества акций.
Вторичная перепродажа акций происходила либо по решению государственных органов о продаже госсобственности, либо акции скупались у физических лиц неформально и за наличный расчет.
На акционированных предприятиях сформированы органы управления имуществом: наблюдательные советы и т.п., но инициативы в управлении имуществом с их стороны оказались скорее исключением, реальная власть осталась у директоров предприятий и, разумеется, государства. Отчетность таких обществ перед акционерами, как правило, не соответствует стандартам, принятым рыночной экономической системе. IPO, т.е. первичное размещение акций, белорусских предприятий на фондовой бирже также не проводилось.
Пожалуй, самым большим, а главное, многообещающим достижением в этом направлении можно назвать подписание 5 января 2015 года Закона №231-З «О рынке ценных бумаг». Полностью этот документ вступит в силу с 1 января 2016 года. В Законе даны определения многих понятий, необходимых для формирования структуры фондового рынка в его современном понимании. Таким образом складывается в настоящий момент торговля акциями белорусских предприятий.
Продажа облигаций, в частности банковских, внутри страны, и долговых обязательств государства на внешнем рынке получила некоторое развитие. Первичное размещение этих активов производится силами самих эмитентов, вторичный же рынок также пока не сформировался.
Фондовый рынок республики беларусь это
В настоящее время рынок ценных бумаг в Республике Беларусь постепенно переходит из начального этапа своего развития. Это этап, на котором создается инфраструктура рынка ценных бумаг, вырабатывается государственная политика в отношении форм и методов регулирования инвестиционных процессов, происходит формирование законодательной базы функционирования рынка ценных бумаг в целом, а также каждого из его сегментов и инструментов. Однако следует заметить, что в республике за последние годы все-таки был достигнут определенный прогресс и наметились положительные тенденции в развитии рынка ценных бумаг. Данный сегмент финансового рынка динамично развивается за счет расширения номенклатуры выпускаемых ценных бумаг и совершенствуется путем внедрения новых способов их размещения. В республике создана и инфраструктура рынка ценных бумаг, которая представлена следующими институтами:
· Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов РБ
· Национальным банком РБ
· Фондом государственного имущества при Министерстве экономики РБ
· Республиканским центральным депозитарием ценных бумаг
· Белорусской валютно-фондовой биржей
· Белорусской ассоциацией участников рынка ценных бумаг. [13]
Но, прежде всего, основным элементом является биржа. Следует отметить, что первоначально был создан ряд бирж, осуществлявших определенные операции с ценными бумагами: Белорусская фондовая биржа, Белорусская агропромышленная биржа, Межбанковская валютная биржа. Однако в соответствии с Указом Президента от 20 июля 1998 г. № 366 «О совершенствовании системы регулирования рынка ценных бумаг» была реализована концепция монобиржевой системы. В результате на базе государственной «Межбанковской валютной биржи» и ОАО «Белорусская фондовая биржа» образовалось открытое акционерное общество — единая Белорусская валютно-фондовая биржа. Оно наделено правом торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бумагами. На этой бирже активно проводятся торги государственными ценными бумагами и иностранными валютами, прорабатываются варианты организации торгов пакетами акций приватизируемых предприятий. Биржевой рынок государственных ценных бумаг выступает в качестве одного из важнейших элементов республиканского финансового рынка, с помощью которого Правительством и Национальным банком Республики Беларусь решаются задачи денежно-кредитного регулирования на макроэкономическом уровне. За ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» закреплено исключительное право на организацию вторичного обращения государственных ценных бумаг. Вторичное обращение государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь № 1681/63 от 02.11.1998 года осуществляется только через торговую систему ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» через участников торгов государственными ценными бумагами, в качестве которых выступают члены Секции фондового рынка ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», заключившие с ним соответствующие договора, и Национальный банк Республики Беларусь. [16]
Вторичный рынок правительственных облигаций основан на сделках «до погашения» — сделки купли-продажи облигаций, заключаемые с участниками торгов; сделках РЕПО — сделки купли-продажи облигаций, заключаемые с участниками торгов, являющимися банками, с обязательством:
· для продавца — последующего их выкупа;
· для покупателя — последующей их продажи.
Необходимо выделить определенную классификацию ценных бумаг, которые представлены на национальном фондовом рынке. Она охватывает практически все виды ценных бумаг, представленных на белорусском фондовом рынке, отражая их разнообразие и множественность характерных качеств. Так, белорусские ценные бумаги можно разделить на документарные и бездокументарные, срочные и бессрочные, государственные и коммерческие, долевые, долговые и доверительные, именные и предъявительские, номинированные и неноминированные, а также эмиссионные и неэмиссионные. Но, в целом, рынок ценных бумаг в Республике Беларусь представлен следующими основными сегментами:
· корпоративные ценные бумаги
· государственные ценные бумаги (ГКО, ГДО)
· краткосрочные облигации Национального банка Республики Беларусь
· векселя юридических лиц (кроме банков)
Однако, следует отметить, что в структуре сделок ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» преобладают сделки именно с государственными ценными бумагами (77 % от всех сделок и 90 % от общего объема), что является основной особенностью рынка ценных бумаг в Республике Беларусь. Рынок государственных ценных бумаг — важнейший элемент рынка ценных бумаг Республики Беларусь, который функционирует с февраля 1994 года, он является наиболее развитым и ликвидным сегментом рынка ценных бумаг в Беларуси. В настоящее время в условиях инфляции многие предприятия стремятся использовать временно свободные денежные ресурсы для получения дополнительных доходов. Одним из способов вложения свободных оборотных средств в нашей стране является приобретение государственных ценных бумаг, которые в силу своей специфики выгодно отличаются повышенной надежностью, так как эмитированы государством в лице его уполномоченных органов, доходностью, а также ликвидностью, т.е. способностью беспрепятственно обращаться на официальном рынке ценных бумаг.
Различные государственные ценные бумаги активно используются при проведении Национальным Банком Беларуси денежно-кредитной политики, а средства, полученные от реализации государственных ценных бумаг, позволяют безынфляционно покрыть дефицит государственного бюджета. К настоящему времени в Беларуси создана законодательно-правовая база рынка ценных бумаг. К числу основных законов, в той или иной степени определяющих виды ценных бумаг на рынке Беларуси, положение и взаимоотношения участников рынка ценных бумаг, получение доходов от владения и распоряжения ценными бумагами, порядок их выпуска и обращения и т. д., относятся:
· Гражданский кодекс Республики Беларусь;
· Законы Республики Беларусь: «О ценных бумагах и фондовых биржах», «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», «О Национальном банке Республики Беларусь», «О банках и банковской деятельности в Республике Беларуси», «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь», «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь»;
· Законодательные акты Республики Беларусь, по проблемам рынка ценных бумаг, которые регламентируются указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, Государственного комитета по ценным бумагам Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Мингосимущества Республики Беларусь и других министерств и ведомств, имеющих право регламентировать деятельность рынка ценных бумаг или быть его участниками.[12, с 18]
Участниками рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь являются:
· Министерство финансов Республики Беларусь — эмитент, выступающий от имени Правительства Республики Беларусь. Министерство финансов разрабатывает предложения, определяет условия выпуска, размещения, обращения, погашения и обслуживания государственных долговых обязательств, формирующих как внутренний, так и внешний государственный долг.
· Национальный банк Республики Беларусь — финансовый агент Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг; осуществляет сделки по их купле-продаже на вторичном рынке ценных бумаг, выполняет функции центрального депозитария и осуществляет контроль за учетом находящихся в обращении государственных облигаций.
· Инвесторы — профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, в том числе и иностранные. [13]
Объемы размещения государственных займов и расходы по их погашению и обслуживанию определяются в Законе о бюджете Республики Беларусь на очередной год, исходя из прогнозного уровня инфляции, роста ВВП и других макроэкономических показателей.
Особенностью является то, что за 20 лет реформирования в Беларуси была создана смешанная модель рынка ценных бумаг. Это объясняется двумя факторами: во-первых, в силу геополитического влияния Беларуси ближе европейский опыт, во-вторых, национальный фондовый рынок находится в той стадии развития, когда актуальны поддержка государства и использование достаточно развитой банковской инфраструктуры для организации фондового рынка. Так, за прошедшие годы самым развитым сегментом фондового рынка стали государственные ценные бумаги, объем биржевых торгов, по которым составляет 99% от их общего количества, и лишь 1% занимает объем торгов корпоративными ценными бумагами. Кроме того, основными владельцами государственных ценных бумаг являются банки (80%), страховые организации (3%), прочие юридические и физические лица (около 17%).
В настоящее время в соответствии с законодательством Республики Беларусь Министерство финансов от имени Правительства выпускает следующие государственные ценные бумаги:
· для юридических лиц:
— государственные краткосрочные облигации;
— государственные долгосрочные облигации;
— государственные облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте;
— векселя Правительства Республики Беларусь.
· для физических лиц:
— облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь;
— облигации государственного сберегательного займа Республики Беларусь.
Наибольшим спросом у инвесторов — юридических лиц пользуются государственные краткосрочные и государственные долгосрочные облигации, номинированные в национальной валюте — белорусских рублях.
Владельцами государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и государственных долгосрочных облигаций (ГДО) могут быть юридические как резиденты, так и нерезиденты Республики Беларусь. Приобрести ГКО и ГДО можно:
1) на аукционах, которые проводятся на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» в соответствии с постановлением Министерства финансов, через участников аукционов-членов секции фондового рынка;
2) по договору с Министерством финансов.
Срок обращения облигаций, условия выплаты дохода по ним указываются в приказе Министерства финансов о выпуске и определяются в договоре, а правительство республики своевременно выполняет обязательства по погашению своих долговых ценных бумаг. [7]
Если говорить о рынке ценных бумаг в целом, то важным событием для страны стало то, что в 2010 году Беларусь впервые в своей истории вышла на мировой рынок заимствований. В августе прошлого года были выпущены еврооблигации на один миллиард долларов США. Освоен новый рыночный инструмент привлечения республикой долгосрочного несвязанного внешнего финансирования, сформирован ориентир по стоимости и условиям заимствования на мировом финансовом рынке для белорусских банков и иных корпоративных заемщиков. Этот выпуск облигаций положил начало публичной кредитной истории Республики Беларусь как эмитента. Структура рынка облигаций в Беларуси складывается большей частью из корпоративных облигаций, государственных заимствований на местном рынке, муниципальных облигаций. Фактически это означает, что на белорусском рынке присутствует весь спектр эмитентов. По валютной структуре на белорусском рынке преобладает выпуск облигаций в белорусских рублях. Однако на внутреннем рынке есть и валютные облигации, что нехарактерно для других стран, к примеру, для России. Также, в последние годы в Беларуси наблюдается бурный рост рынка муниципальных облигаций — с 2010 года рынок увеличился более чем в 20 раз. Развитие рынка связано в первую очередь с тем, что банкам было запрещено кредитовать бюджетные организации напрямую. Однако банки нашли иной способ это сделать: предложили муниципалитетам выпускать облигации. Большинство выпущенных облигаций скорее «условные» и носят технический характер, однако, сегодня наметилась положительная тенденция и некоторые муниципальные организации начали делать реальные рыночные выпуски, что, несомненно, положительно сказалось на доле выпуска белорусских облигаций в целом. [14]
Таким образом, можно сказать, что белорусский фондовый рынок имеет достаточно целостную структуру, представленную различными законодательными актами, участниками рынка, видами ценных бумаг и т.д. При чем со время создания рынка ценных бумаг наблюдается положительная тенденция развития данного сегмента. Но, несмотря на наличие положительных сдвигов в структуре белорусского рынка ценных бумаг, в нашей стране существует ряд проблем, которые тормозят его развитие и не позволяет выйти на уровень мировых рынков ценных бумаг. Именно поэтому, государственным комитетом по ценным бумагам проводится постоянная работа по совершенствованию рынка ценных бумаг. Существует множество вопросов, как в области законодательства, так и совершенствования инфраструктуры фондового рынка, расширения спектра его инструментов.
Белорусская валютно-фондовая биржа: структура, ценные бумаги, торги
Становление фондового рынка в Белоруссии началось в 1993 году. Тогда 80 коммерческих банков организовали Межбанковскую биржу. В течение последующих 5 лет количество участников сократилось до 28. Многие кредитные и не банковские организации не выполнили обязательных финансовых требований. В декабре 1998 года была образовано ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (БВФБ).
Немного истории
Хотя прошло уже больше 20 лет с момента, когда была образована Белорусская валютно-фондовая биржа, в развитии ее на сегодняшний день наблюдается регресс. Связано это с жестким регулированием экономики страны.
В 90-е в РБ все граждане получили от государства чеки «Жильё» и «Имущество». Первые использовались с целью приватизации квартир и домов либо с целью погашения части затрат на строительство недвижимости. Вторые должны были стимулировать развитие фондовой биржи. Они обменивались на акции предприятий, но не всех, а тех, которые были внесены в листинг правительства. Сначала этот план действовал. Граждане обменивали чеки на ЦБ. Появлялись компании с российским капиталом, которые аккумулировали эти чеки, чтобы выкупать контрольные пакеты производственных предприятий.
До того как государство приняло решение о проведении открытых торгов на фондовой бирже, сделки по купле-продаже ЦБ осуществлялись на внебиржевом рынке. Узнать реальную цену акций было невозможно. После изменений в законодательстве ситуация изменилась. Результаты торгов на Белорусской валютно-фондовой бирже показали, что в некоторых случаях рыночная цена ЦБ превышала их номинальную и балансовую стоимости, что говорит о высоком потенциале некоторых предприятий. Кроме того, АО стали размещать свои ЦБ на вторичном рынке, чтобы привлечь больше средств.
Но государство зарубило свою же идею на корню, когда ввело ограничение на отчуждения акций, стало вмешиваться в управление предприятием, ввело 40 %-ный налог на доходы с ЦБ и т. д. В результате рынок остановился, не успев развиться.
В 2009 году, впервые за все время, пока существует ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», объем сделок на фондовом рынке превысил аналогичный показатель валютного сегмента. Но произошло это за счет продажи российскому Сбербанку государственного «БПС-Банка».
В 2010-м сделали попытки исправить ситуацию: был уменьшен налог на доходы и снята большая часть ограничений. Но они не увенчались успехом.
Структура
БВФБ включает валютную, фондовую и секцию срочного рынка. Доступ к валютному и срочному сегментам имеют только банки. На первом осуществляются торги через отдельные счета Нацбанка и между кредитными учреждениями. Во второй секции торгуют государственными и негосударственными ЦБ.
Белорусская валютно-фондовая биржа: ценные бумаги
Рынок ГЦБ работает в режимах ”двойного аукциона“, РЕПО (фиксированного ценообразования), ”простого аукциона“ и ”аукциона РЕПО“. На рынке муниципальных ЦБ, кроме выше перечисленных, функционируют также ”дискретный аукцион“ и «форвардные сделки». Торги на Белорусской валютно-фондовой бирже осуществляются удаленно через компьютерное оборудование. Участники могут заключать различные виды сделок.
Эмитентами в основном выступают банки. Учитывая ограничения (лимит вхождения в 1 млн евро), это не удивительно. Инструментов для торговли также нет – на рынке представлены только акции и облигации. Но и они практически выведены из оборота. Пока будут существовать ограничения, акции предприятий будут сосредоточены в руках государства, рынок не будет привлекательным для инвесторов.
«Форекс»
Основной игрок на валютной площадке — Нацбанк РБ. Курсы валют на Белорусской валютно-фондовой бирже он регулирует исходя из количества предложений и спроса на конкретную денежную единицу (по итогам торгов за сутки). Если покупателей больше, чем продавцов, то разницу в предложении покрывает Нацбанк из своих резервов. Если предложение покрывает спрос, то регулятор может выкупить лишнее количество валюты. Аналогично формируется курс на национальную денежную единицу за день.
В марте 2016 года, после принятия соответствующего нормативного акта, Белорусская валютно-фондовая биржа стала осуществлять деятельность, инициируемую «Форексом», банками, небанковскими организациями. Национальный форекс-центр сформирован юрлицами-резидентами с уставным фондом более 2 млрд руб., банками и финансовыми организациями, внесенными в единый реестр. Организации должны внести взнос в фонд — минимум 55 тысяч долларов.
Три кита
У БВФБ созданы три основные продукта:
- Официальный сайт.
- Белорусская автоматизированная котировочная система (БЕКАС).
- Информационная система.
Итоги торгов на Белорусской валютно-фондовой бирже ежедневно отображаются на официальном сайте организации.
БЕКАС, функционирующая на основе интернет-технологий, используется с целью поиска контрагента для совершения сделок и их обязательной регистрации.
ИС «Фондовый рынок» собирает данные о состоянии всех процессов, происходящих на РЦБ.
Со всех этих источников тысячи пользователей ежедневно получают информацию:
- об итогах торгов сразу после их окончания, о курсах валют;
- архивные данные за любой период;
- об итоги торгов ГЦБ, акций и облигаций;
- о состоянии внебиржевого рынка;
- о результатах размещений ГЦБ;
- возможность отслеживать ход торгов в режиме on-line.
Все данные предоставляются в электронном виде в удобных для хранения форматах. Все пользователи условно разделены на две группы, для каждой из которых предусмотрены свои тарифы за пользование информацией:
- СМИ и другие организации, использующие данные в печатных, электронных изданиях, на веб-сайтах с целью ее последующей передачи.
- Лица, использующие информацию в собственных целях.
Что мешает развитию?
- Запутанность законов.
- Отсутствие различных ПИФов и прочих финансовых институтов.
- Управление экономикой старыми командно-административными методами.
- Очень жесткие условия для выпуска ЦБ. Чтобы эмитировать облигации, юрлицо должно иметь чистые активы стоимостью минимум в 1 млн евро и положительный финансовый результат от основного вида деятельности.
- Отсутствие чётких правил работы (на законодательном уровне) для инвесторов.
- Отсутствие механизма создания биржей собственного индекса.
- Недостаточная образованность граждан страны в области фондового рынка.
Вывод
На сегодняшний день наблюдается незначительное оживление рынка. Насколько бурным оно будет, зависит от государства, причем как в сфере принятия законов, так и в сфере приватизации.
Источник https://myfin.by/wiki/term/rynok-cennyh-bumag
Источник https://studbooks.net/896323/bankovskoe_delo/osobennosti_rynka_tsennyh_bumag_respublike_belarus_struktura
Источник https://businessman.ru/new-belorusskaya-valyutno-fondovaya-birzha-struktura-cennye-bumagi-torgi.html