Международно-правовое регулирование сделок с ценными бумагами в коммерческом обороте

Международно-правовое регулирование финансового рынка

Международно-правовое регулирование рынка осуществляется двумя способами:

1) в пределах отдельных международных договоров;

2) в рамках международных организаций.

В первом случае две или несколько государств договариваются о режиме допуска и обращения ценных бумаг на своих территориях путем заключения отдельных договоров между ними, возможно также заключение договоров между отдельными государствами и международными организациями. Во втором — международно-правовое регулирование представляет собой регулирование поведения участников фондового рынка, устанавливается в масштабах конкретной международной организации.

Регулирования финансовых рынков стран Европейского Союза осуществляется в пределах Директивы Совета ЕС, в тексте которых закреплены следующие основные принципы:

1) гармонизации минимальных стандартов , который, во-первых, признает существование национальных стандартов допуска ценных бумаг к обращению на фондовых биржах и ежегодной отчетности эмитентов перед инвесторами; а, во-вторых, определяет минимальные требования, которые, с точки зрения защиты интересов инвесторов, достаточны;

2) взаимного признания , который означает согласие фондовых бирж и комиссий по ценным бумагам стран-участниц признавать регистрирующие действия друг друга;

3) унификации норм , предусматривающий введение общих основных правил регистрации, надзора, структуры и деятельности предприятий совместного инвестирования в государствах-участниках, а также информации, которую они должны публиковать;

4) координации деятельности национальных комиссий по ценным бумагам. Комиссии должны сотрудничать друг с другом, и в случае необходимости осуществлять обмен любой информацией, запрашиваемой в интересах такого сотрудничества.

Если сначала Директивы регулировали конкретные аспекты обращения ценных бумаг, осуществляемого, в основном, на фондовых биржах, с 1989 года нормативно-правовое регулирование распространяется также и на внебиржевой рынок.

Составление рыночного взаимодействия в сфере финансовых рынков осуществляется в рамках таких международных организаций и объединений, как:

Ассоциация участников международных фондовых рынков — саморегулируемая организация на международном фондовом рынке, насчитывающий 700 членов из 50 стран со штаб-квартирой в Лондоне. Ассоциация осуществляет надзор за оборотом международных финансовых инструментов и устанавливает правила честной практики. Ассоциация также занимается сбором, обработкой и предоставлением информации участникам фондового рынка. Она является аффилированным членом Международной организации комиссий по ценным бумагам.

Базельский комитет по банковскому надзор в — авторитетный и признанный мировым сообществом регулятор в области пруденциального банковского надзора, созданный в 1975 по инициативе управляющих центральных банков десяти стран (Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Швеции, Швейцарии, Великобритании и США) со штаб-квартирой в Базеле.

Базельские базовые принципы представляют собой двадцать пять основных принципов, которые обеспечивают эффективность системы надзора и касаются:

1) Лицензирование и структуры требований;

2) пруденциального требований и пруденциального регулирования;

3) Методики текущего банковского регулирования;

4) Требований о предоставлении информации;

5) Полномочий надзорный инстанций;

6) Международных банковских операций.

В сентябре 2010 года Базельским комитетом по банковскому надзору были обнародованы новые требования к формированию ликвидных пассивов, касающиеся увеличения ликвидных резервов и улучшения их качества (Basel III). В частности, было предусмотрено повысить норматив отношение уставного капитала к активам, взвешенным по уровню риска, с 2% до 4,5%, а также ужесточить аналогичный норматив по капиталу I уровня с 4,0% до 8,0%. Требования к аналогичному норматива, который рассчитывается от регулятивного капитала, остались прежними — 8,0% (табл. 4.1).

С целью покрытия убытков, связанных с негативными изменениями в финансово экономической среде, предусмотрено формирование дополнительных резервов, в частности так называемого «замороженного резерва» в размере 2,5% уставного капитала банка после дивидендных отчислений. Введение такой нормы снижает возможность выплаты премий и высоких дивидендов в условиях усиления давления на капитал. Также при существенном наращивании кредитного риска на фоне значительного роста кредитных операций, возможно формирование так называемого «антициклической резерва» в диапазоне 0-2,5% от уставного капитала. Такой резерв призван снизить потери капитала при циклических колебаниях рынков банковских услуг.

Таблица 4.1.

Требования к капиталу банковских учреждений

Требования к капиталу и резервы, в%

Капитал I уровня

Минимум плюс замороженный резерв

Диапазон антициклической резерва

Для выполнения банковскими учреждениями вышеуказанных требований необходимы значительные усилия по наращиванию капитала. Поэтому Базельский комитет отметил поэтапном введены новых стандартов (табл. 4.2), что позволит, с одной стороны, постепенно аккумулировать капитал, а, с другой стороны, — обеспечит финансирование кредитно-инвестиционных операций. Требования к уставному капиталу и капитала I уровня будут постепенно повышаться с 2013 по 2015 годы, нормативы к формированию замороженного резерва будут внедрены с 2016 года и постепенно повышаться до 2019 года.

Таблица 4.2.

Требования к капиталу банковских учреждений (поэтапное внедрение требований Базельского комитета по банковскому надзору)

Показатели, %

Минимальный коэффициент уставного капитала

Уставный капитал плюс замороженный резерв

Минимальный капитал I уровня

Минимальный регулятивный капитал

Минимальный регулятивный капитал плюс замороженный резерв

Для контроля показателей деятельности банковских учреждений на внедрении новых стандартов Базельский комитет внедрит строгие процедуры отчетности, а также продолжит надзор за финансовыми учреждениями, реагируя на возникновение непредвиденных последствий. Для банков, не отвечающие установленным требованиям, будут вводиться ограничения по выплате премий и дивидендов.

Группа 30-ти — неправительственная международная группа экспертов по вопросам международных финансов, созданная в 1978 году. Со штаб-квартирой в Вашингтоне. Объединяет научные и финансовые учреждения, а также ведущих специалистов в области экономических исследований. Деятельность организации направлена на разъяснение процессов, происходящих в мировой экономике и на международных финансовых рынках, для участников этих рынков, а также оказания помощи при разработке международными организациями проектов решений в этих сферах.

Европейский банк реконструкции и развития — международный финансово кредитный институт, созданный в 1991 году. Со штаб-квартирой в Лондоне. Оказывает помощь странам от Центральной Европы до Центральной Азии для проведения рыночных реформ, активного интегрирования экономик этих стран в международные хозяйственные связи. Предоставляет только целевые кредиты под конкретные проекты частным и государственным структурам на нужды развития экономики (причем 60% заемных средств направляются в частный и 40% — в государственный сектор). В то же время осуществляет прямые инвестиции, а также оказывает техническую помощь (консультации, курсы обучения банкиров и менеджеров, помощь в организации систем распределения продовольствия).

Европейский инвестиционный банк — финансовое учреждение, основана в 1957 году с целью финансирования капитальных инвестиций, способствующие развитию ЕС. Большую часть своих средств банк заимствует на международных рынках капитала. Его основные задачи — оказание помощи менее развитым регионам, модернизация экономики ЕС и поддержка крупных проектов, осуществляемых более чем одной страной-членом ЕС.

Европейский центральный банк — финансово-кредитный институт, созданный в 1998 году., Который осуществляет реализацию европейской монетарной политики ЕС и координирует деятельность Европейской системы центральных банков, задачами которой являются: управление деньгами в обращении, осуществление валютных операций, управление валютными резервами стран-членов и их сохранения, а также обеспечение надлежащего функционирования платежных систем.

Международная ассоциация по вопросам обслуживания ценных бумаг — международная организация, созданная в 1979 при участии крупнейших мировых кастодиальных банков, которая осуществляет анализ деятельности по осуществлению клиринга, расчетов и депозитарного хранения на рынке ценных бумаг, а также способствует поддержанию связей между компаниями, предоставляющих инвестиционные услуги, повышению профессионализма участников фондового рынка, оказанию помощи по вопросам развития национальных фондовых рынков.

Международная ассоциация свопов и деривативов — международная саморегулируемая организация, созданная в 1983 г. Которая сочетает дилеров свопов и деривативов. Основной целью деятельности Ассоциации является стандартизация функционирования рынка деривативов.

Международная ассоциация участников первичных рынков — международная саморегулируемая организация, созданная в 1974 г., и сочетает финансовых посредников, осуществляющих свою деятельность на первичных рынках акций и облигаций.

Международная организация комиссий по ценным бумагам — международная организация, созданная в 1974 с целью стимулирования сотрудничества между комиссиями по ценным бумагам стран Северной и Южной Америки, которая в 1984 году. Превратилась в международную организацию и представляет собой ведущее группировки регуляторов фондовых рынков. Основными задачами этой организации являются:

1) налаживание сотрудничества между комиссиями по ценным бумагам с целью обеспечения более эффективного государственного регулирования национальных рынков;

2) обмен информацией об опыте государственно-правового регулирования и на этом основании преобразования менее совершенных регулятивных систем на более совершенные;

3) объединение усилий для создания единых стандартов поведения на фондовых рынках и осуществления государственного надзора за международными соглашениями с ценными бумагами;

4) предоставление взаимной помощи с целью обеспечения единства и нерушимости фондовых рынков и борьбы с правонарушениями.

Международная федерация фондовых бирж — международная саморегулируемая организация, созданная в 1961 г.. Со штаб-квартирой в Париже, которая выполняет важные функции по координации и разработки единых стандартов на рынке ценных бумаг. Федерация известна как эффективный посредник в гармонизации фондовых рынков разных стран.

Международная финансовая корпорация — международная финансовая организация, созданная в 1956 году., Которая ориентируется на предоставление кредитов частному капиталу без требования правительственных гарантий, но при условии высокой рентабельности и финансовой эффективности проектов. Она также имеет право самостоятельно осуществлять инвестиционную деятельность с последующей перепродажей полученных активов частному капиталу.

Международный банк реконструкции и развития — межгосударственная валютно финансовая организация, основанная в 1944 и создана в 1945 году. В основе Бреттон Вудской соглашения .. Основной его задачей является стимулирование экономического развития стран — членов, содействие развитию международной торговля, поддержка платежных балансов . Членами банка могут быть только страны, вступившие в Международный валютный фонд. Средства банка складываются из уставного капитала, созданного путем подписки стран-членов на его акции, заемных средств, которые он получает на мировом рынке, ссудных капиталов путем выпуска облигаций, и доходов от собственной деятельности. Общая деятельность МБРР — предоставление долгосрочных кредитов (как правило, на срок около 20 лет) как государственным, так и частным предприятиям, при наличии гарантий их правительств. Значительная часть займов кредитов направляется в региональные банки, которые перераспределяют средства.

Международный валютный фонд — международная валютно-финансовая организация, созданная в 1944 для содействия развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем:

— Регулирование валютных курсов и контроля за их соблюдением;

— Контроль многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений;

— Предоставление кредитных ресурсов странам-членам при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов.

Международная ассоциация органов надзора за страховой деятельностью — международная организация, основанная в 1994г., Которая занимается налаживанием сотрудничества между органами надзора за страховой деятельностью почти 180 стран мира, установлением международных стандартов по осуществлению надзора и регулирования в сфере страхования, повышением профессионального уровня участников и тому подобное. Разработаны Ассоциацией Стандарты по надзору за страховой деятельностью фокусируются на конкретных вопросах и описывают лучшую, или расчетливую практику для органа по надзору, или практику, которой, как ожидается, должен придерживаться компания, осуществляется надлежащее управление страховым бизнесом. На сегодняшний день принято и действует восемь соответствующих стандартов (табл. 4.3).

Читать статью  Цены на акции российский фондовый рынок

Таблица 4.3.

Стандарты по надзору за страховой деятельностью

Стандарт надзору в сфере лицензирования (октябрь 1998г.).

Содержит требования, которым должен отвечать страховщик, добивается получения лицензии, а также принципы, которые применяются к собственно процедуры лицензирования, включая анализ изменений в управлении лицензированными компаниями. Этот стандарт касается только совещательных аспектов лицензирования.

Стандарт надзорных органов по инспекции на местах (октябрь 1998г.).

Целью документа является обеспечение инспекторов-наблюдателей за страховой деятельностью отдельными общими стандартами органов надзора для проведения инспекций на местах. Документ состоит из трех основных частей:

— Важнейшие цели инспекций на местах;

— Описание процедуры проведения инспекций на местах;

— Организация процесса инспекции на месте.

Стандарт надзора за деривативами (октябрь 1998г.).

Определяет принципы осуществления со стороны надзорных органов оценки того, как страховщики контролируют риски по операциям с деривативами. При этом должны учитываться такие факторы, как опыт работы страховщика в этой сфере, юридические полномочия инспекторов, роль внешних аудиторов и др.

Стандарт надзора за управлением активами страховыми компаниями (декабрь 1999).

Определяет принципы осуществления со стороны надзорных органов оценки того, как страховщики должны контролировать риски, связанные с их инвестиционной деятельностью. Для этого рекомендуется использовать определенный контрольный список с описанием существенных элементов надежной системы управления активами, а также основы для отчетности по всему спектру инвестиционной деятельности.

Стандарт координации надзора за деятельностью групп (октябрь 2000).

Этот документ касается международных страховых групп и других международных финансовых групп, осуществляющих страховую деятельность. Рассматриваются вопросы координации надзорной деятельности по регулируемых учреждений в рамках таких финансовых групп, когда всесторонний надзор за деятельностью групп может с пользой дополнять надзор за деятельностью отдельных лицензированных юридических лиц. Также надзорным органам предоставляются инструктивные положения относительно возможного определения координатора или координаторов, а также перечень элементов, из которых надзорные органы могли бы выбрать те, которые будут определять роль и обязанности координатора или координаторов в чрезвычайных обстоятельствах и в обычных условиях.

Стандарт надзора за обменом информацией (январь 2002г.).

Целью данного стандарта является сочетание в едином документе условий, которые следует применять для обмена информацией для органов надзора за страховой деятельностью. Рекомендуется использовать там, где речь идет об ограниченной для распространения или конфиденциальную информацию, признавая тот принцип, что обязательное сохранение тайны распространяется на все органы надзора за страховой деятельностью.

Стандарт оценки обеспечения перестрахования первичных страховщиков и надежности их перестраховщиков (январь 2002г.).

Помогает органам надзора за страховой деятельностью руководствоваться необходимыми ориентирами при оценке использования страховщиками механизмов перестрахования. В документе нашли отражение политика и процедуры, которым должны следовать компании, а также подходы надзорных органов к оценке адекватности обеспечения перестрахования каждой компании.

Стандарт надзора за перестраховнкамы (октябрь 2003г.).

Требования надзора в соответствии с этим стандартом включают в себя требования к финансовому состоянию компании, внутреннего контроля и раскрытия информации. Эти аспекты наблюдательного базы должны быть адаптированы к природе клиента и характеристик рисков, принимаемых.

Совет по международным стандартам финансовой отчетности — международная организация, созданная в 2000г., Которая отвечает за установку и разработку бухгалтерских стандартов, определенных как Международные Стандарты Финансовой Отчетности.

Форум Европейских комиссий по ценным бумагам — организация, основанная Европейским надзорными органами в 1997 году., Которая разрабатывает единые регулятивные стандарты надзора за финансовыми рынками по несогласованных существующими европейскими директивами аспектов, а также там, где можно применять общий подход. Главная цель — улучшение защиты инвестора, повышение целостности и прозрачности рынков капитала.

Группа по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) — межправительственная организация, которая устанавливает стандарты, разрабатывает и поощряет политику по борьбе с отмыванием грязных денег и финансированием терроризма, созданная на саммите стран большой семерки в Париже в 1989 году. Создает и обновляет рекомендации по проведению политики борьбы с отмыванием грязных денег и финансированием терроризма, наблюдает за соблюдением странами-членами этих рекомендаций, обрабатывает опыт стран-членов и создает типологию отмывания грязных денег.

Кроме того, финансовые рынки стран-участниц Главными правовыми документами Европейского Союза Директивы Совета ЕС, в тексте которых закреплены следующие основные принципы:

1) гармонизации минимальных стандартов , который, во-первых, признает существование национальных стандартов допуска ценных бумаг к обращению на фондовых биржах и ежегодной отчетности эмитентов перед инвесторами; а, во-вторых, определяет минимальные требования, которые, с точки зрения защиты интересов инвесторов, достаточны;

2) взаимного признания , который означает согласие фондовых бирж и комиссий по ценным бумагам стран-участниц признавать регистрирующие действия друг друга;

3) унификации норм , предусматривающий введение общих основных правил регистрации, надзора, структуры и деятельности предприятий совместного инвестирования в государствах-участниках, а также информации, которую они должны публиковать;

4) координации деятельности национальных комиссий по ценным бумагам. Комиссии должны сотрудничать друг с другом, и в случае необходимости осуществлять обмен любой информацией, запрашиваемой в интересах такого сотрудничества.

Если сначала Директивы регулировали конкретные аспекты обращения ценных бумаг, осуществляемого, в основном, на фондовых биржах, с 1989 года нормативно-правовое регулирование распространяется также и на внебиржевой рынок.

Международно-правовое регулирование сделок с ценными бумагами в коммерческом обороте

В 2006 г. Гаагская конференция по международному частному праву приняла Конвенцию о праве, применимом к определенным правам на ценные бумаги, находящиеся во владении посредника (Гаагская конвенция по ценным бумагам).

Конвенция призвана обеспечить в современных условиях определенность и предсказуемость в отношении выбора права, регулирующего вопросы хранения, управления, передачи ценных бумаг, находящихся во владении посредника, а также определить последствия таких сделок для посредника и третьих лиц.

В последнее время имеет место переход от системы прямого владения (прямая связь между эмитентом и владельцем без участия какого бы то ни было посредника) к системам опосредованного владения (собственник владеет ценными бумагами опосредованно; находящиеся в его владении ценные бумаги отражаются на счете, который от его имени ведет посредник). В системах опосредованного владения между инвестором и эмитентом существует один или несколько посредников, поскольку между инвесторами и эмитентами может быть различное число договорных связей.

Конвенция регулирует вопросы, касающиеся ценных бумаг, которые находятся во владении посредника. Если ценные бумаги находятся в прямом владении, права инвестора зафиксированы в книгах эмитента или воплощены в сертификатах на предъявителя, Конвенция не применяется. Термин «ценные бумаги» охватывает все активы, которые являются финансовыми по своей природе, независимо от того, существуют они в предъявительской или именной форме, представлены сертификатами или дематериализованы (ст. 1). Это все виды долговых и долевых ценных бумаг, финансовые инструменты и финансовые активы, которые являются стандартизированными, обращаемыми, сделки с которыми совершаются на организованном рынке.

Под определение «ценные бумаги» подпадают акции, облигации, паи инвестиционных фондов, биржевые финансовые фьючерсы и опционы, деривативы, коммерческие бумаги, варранты и депозитарные расписки. Конвенция применяется во всех случаях, связанных с «выбором между правом различных государств». Конвенция содержит унифицированные коллизионные нормы.

Право, определенное в соответствии с Конвенцией, касается следующих видов «определенных прав на ценные бумаги» согласно перечню ст. 2.1:

  • • права, возникающие в результате зачисления ценных бумаг на счет, и последствия таких прав по отношению к посреднику и третьим лицам;
  • • права и последствия в отношении посредника и третьих лиц сделки по отчуждению ценных бумаг, находящихся во владении посредника;
  • • права требования в отношении окончательного оформления сделки по отчуждению;
  • • приоритетное право лица, которое добросовестно и возмездно приобрело права на ценные бумаги, не получив уведомления о коллидирующих притязаниях («добросовестный» или «защищенный» покупатель);
  • • обязанности посредника перед любым лицом, помимо владельца счета, заявляющим о наличии прав на ценные бумаги, находящиеся во владении у данного посредника;
  • • права владельца счета на ценные бумаги по наложению ареста на активы посредника;
  • • пределы распространения и отчуждения ценных бумаг, находящихся во владении посредника;
  • • право получения дивидендов, дохода, иных выплат на средства, вырученные в результате выкупа либо продажи ценных бумаг;
  • • иные права на ценные бумаги, предусмотренные Конвенцией.

Основные виды ценных бумаг по сложившейся мировой практике включают: акции, облигации, векселя, чеки, сертификаты, аккредитивы, долговые расписки, закладные, кредитные обязательства, финансовые инструменты (свопы, опционы, фьючерсы), сертификаты на владение долей корпоративной собственности и др. То есть в широком смысле к ценным бумагам в контексте мирового имущественного оборота относятся имущественные права, которые могут быть объектом международных расчетов, купли-продажи, обмена, залога, хранения, поручительства, долевого инвестирования и других гражданско-правовых сделок.

Финансовая деятельность субъектов в сфере оборота ценных бумаг, как и большинство других областей международноправового регулирования, тесно связана с правовым режимом оформления публичных и частноправовых приемов регулирования отношений на мировом фондовом рынке, на рынке финансовых услуг, при обеспечении исполнения долговых обязательств и использовании финансовых инструментов. Процесс совершенствования норм в этой области осложняется разнородностью и неустойчивостью правовых подходов отдельных государств к международно-правовому режиму рынка капиталов и финансовых услуг.

В одних государствах урегулированы преимущественно вопросы организации и государственного регулирования обращения рынка ценных бумаг, коммерческих кредитов, банковских услуг, бюджетных долговых обязательств (Россия, Украина, Болгария и др.). То есть фактически регламентированы процедурные аспекты функционирования и контроля различных государственных органов в сфере ценных бумаг. В то же время многие вопросы обращения финансовых активов, рынка деривативов (финансовых инструментов, включающих опционы, свопы, фьючерсы и др.), рынка долгов, аудиторских и контрольно-ревизионных услуг, страховых услуг и других пока не регламентированы на законодательном уровне. В других государствах происходит «перемещение» контрольно-регулятивных функций от государства на саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (Великобритания, Франция, Швеция, США). Это происходит при одновременном возрастании роли международных обычаев делового оборота (своды эмиссионных и неэмиссионных ценных бумаг).

Мировая практика показывает, что регулятивные меры (нормативные акты, своды обычаев, модельные законы, меморандумы, указания, типовые положения и др.) международных финансовых институтов, ассоциаций консультантов по управлению, по фондовым операциям, по корпоративному управлению, по финансированию и других принимаются государствами и судами отдельных стран во внимание при решении коллизионных правовых проблем.

Читать статью  Противоречивые прогнозы 2017

В качестве унифицированных международно-правовых норм в области управления фондовым рынком Международной ассоциацией фондовых бирж (МАФБ) разработан «типовой порядок» допуска на национальный фондовый рынок иностранных корпораций и финансовых организаций.

Благодаря доступу к современным компьютерным системам и глобальной сети центральными банками различных государств была создана международная система «Всемирное депозитарное хранение», которая оказывает на международном уровне финансовые услуги в сфере хранения и учета операций по обороту ценных бумаг. Эти услуги включают: депозитарное хранение ценных бумаг; ведение мультивалютных счетов по ценным бумагам и валютам; расчеты по сделкам с ценными бумагами на внутренних и зарубежных рынках; анализ уровня мировых дивидендов, поступлений по процентам по ценным бумагам; исполнение или продажа прав на подписку и выполнение иных корпоративных действий, а также отслеживание возможно наступающих негативных последствий; предоставление отчетности по совершенным сделкам и периодическое предоставление выписки со счета в бумажном виде; ведение учета по контрактной или фактической дате расчетов, управление (расчеты) по производным финансовым инструментам; предоставление сведений по отдельным странам, в особенности по возникающим рынкам.

В системе норм международного права оборота ценных бумаг коммерческие сделки по расчетам ценными бумагами очень различаются, особенно в таких областях, как «фактическая поставка» и бухгалтерский учет ценных бумаг. Например, в Великобритании инвестор до осуществления расчетов должен физически предъявить сертификат акции вместе с соответствующим трансфертным документом в отдел обработки Лондонской фондовой биржи. Расчеты за обыкновенные акции, как правило, осуществляются во второй понедельник после окончания десятидневного периода торговли, в течение которого была заключена сделка. Расчеты по еврооблигациям, которые хранятся в виде электронных учетных записей в системах Euroclear и Cedel, осуществляются путем трансферта бухгалтерских учетных записей. Расчет по японским ценным бумагам должен быть произведен на третий день после дня сделки, по еврооблигациям на седьмой, а по государственным ценным бумагам Великобритании на следующий. Во Франции расчеты по обыкновенным акциям, обращающимся на форвардном рынке, осуществляются в конце месяца.

Для того чтобы минимизировать риск, связанный с поставкой актива без одновременной выплаты эквивалента, центральный депозитарий ценных бумаг Великобритании одновременно выполняет клиринговые и депозитарные функции, привязанные к системе окончательной платы.

В теории международного права оборота ценных бумаг все расчеты по сделкам с ценными бумагами должны производиться участниками вовремя в соответствии с законодательством и международными соглашениями, действующими на национальном финансовом рынке. Это позволяет инвесторам эффективно использовать свои деньги либо для финансирования покупок, либо для размещения ценных бумаг или реинвестирования прибыли.

В реальности возможность своевременно осуществлять расчеты по сделкам с ценными бумагами варьируется и зависит от типа ценных бумаг. На этот процесс влияют негативные факторы становления «традиций» конкретного рынка ценных бумаг: неясные и несвоевременные инструкции депозитарному хранителю или клиринговому агенту со стороны участников сделки; недостаточное для поставки количество ценных бумаг: бланковые ценные бумаги несвоевременно поступают от регистратора, где они зарегистрированы после покупки.

В международном праве оборота ценных бумаг существуют неразвитые «слабо» унифицированные нормы, в основном обычаи, разработанные Международной ассоциацией комиссий по рынкам ценных бумаг, призванные унифицировать международную систему расчетов ценными бумагами, поскольку «всемирное регулирование и контроль» за «ликвидностью» и «добросовестностью сделок» с ценными бумагами остается неэффективным, а риск и издержки соответственно возрастают. Участники системы всемирного депозитарного хранения решают эту проблему, выдавая обязательство инвестору, что средства будут дебетованы или кредитованы на наилучших условиях. При этом всемирный депозитарный хранитель может защитить себя от риска неисполнения сделки, включая порядок внесения изменений в свои контрактные обязательства перед инвестором.

Отсутствие унифицированных международных норм приводит к снижению «прозрачности» мирового фондового рынка, повышению его спекулятивного характера и нарушению имущественных прав владельцев ценных бумаг. В этих целях частные субъекты международной финансовой деятельности (международные финансовые организации и институты, банки, биржи, клиринговые палаты, депозитарии, корпорации) осуществляют координацию деятельности на фондовом рынке через систему регулирующих и контролирующих финансовых органов и саморегулируемых организаций.

Ценные бумаги как объекты международного права оборота ценных бумаг являются предметом постоянного внимания международных организаций, заинтересованных в унифицированных нормах международного частноправового регулирования сделок с ценными бумагами.

Международные торговые и финансовые организации, в частности, ВТО, МТП, Базельский комитет по банковскому надзору, МСФО, Корпорация «СВИФТ» и др., занимаются: разработкой содержания базовых правовых понятий, таких как новые виды расчетов с ценными бумагами, электронные векселя, порядок оценки ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на фондовом рынке; закрепление в праве экономико-финансовых критериев определения отечественных индексов ликвидности ценных бумаг; определение статуса и функций организационных структур фондового рынка, пределы формирования активов банков ценными бумагами, правовые ограничения на оперирование государственными ценными бумагами в деятельности финансовых корпораций, инвестиционных фондов, депозитариев, сберегательных и ипотечных банков, фондовых бирж, страховых компаний, лизинговых компаний, пенсионных фондов; виды контроля за фондовым рынком.

Основными направлениями международно-правового регулирования рынка ценных бумаг являются следующие: 1) создание международной системы страхования рисков на рынке ценных бумаг; 2) системы оперативного антикризисного валютного регулирования фондовых рынков; 3) системы расчетов, предупреждающей рыночные крахи и ограничивающей колебания рыночной стоимости ценных бумаг; 4) обеспечение в коммерческих контрактах с ценными бумагами справедливого ценообразования, в частности, за счет усиления конкурентной среды прямыми мерами антимонопольного регулирования; 5) применение действенных ограничений на конфликты интересов, манипулятивную и инсайдерскую практику, нечестные брокерские сделки в отношениях с клиентами; 6) создание в рамках существующих организаторов торговли специализированных торговых систем для операций розничных клиентов, торговли акциями молодых компаний роста (венчурных компаний), для обращения биржевых коммерческих бумаг.

Что касается непосредственно международного режима сделок с ценными бумагами и финансовыми инструментами, то унифицированные нормы международного права оборота ценных бумаг, например, Модельный кодекс ценных бумаг, разработанный МАФБ, вводят обязательное проведение и регистрацию сделок с ценными бумагами крупнейших эмитентов через организованные рынки и экспертизу саморегулируемых организаций; осуществление комплекса мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы клиринговой деятельности, в том числе отказа от излишних ограничений на организационно-правовые формы клиринговых организаций, упрощения процедуры регистрации документов клиринговой организации в регулирующих органах; укрупнение и реструктуризация брокерско-дилерских компаний, введение требований по минимальному количеству клиентов, которых они должны обслуживать; снижение доли компаний, которые являются дочерними, не обладают диверсифицированным собственным капиталом и в связи с этим несут повышенные финансовые риски; организация надзора за финансовым состоянием профессиональных участников рынка ценных бумаг, более жесткое регулирование финансовых рисков в брокерско-дилерских компаниях.

Стандарты и особенности организации торговли на фондовых биржах международных финансовых центров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Текст научной работы на тему «Стандарты и особенности организации торговли на фондовых биржах международных финансовых центров»

МИРОВОЙ ФОНДОВЫЙ РЫНОК

СТАНДАРТЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ТОРГОВЛИ НА ФОНДОВЫХ БИРЖАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ЦЕНТРОВ

Э.М. САДЫГОВ, кандидат экономических наук, доцент Государственный университет экономики и финансов (Санкт-Петербург)

Нью-йоркская фондовая биржа представляет собой традиционную торговую систему, основанную на двойном аукционе. Среди участников торговли можно вьщелить специалистов и брокеров. Специалистов по численности меньше брокеров, через них брокеры доставляют поручения клиентов на куплю-продажу ценных бумаг и заключаются сделки.

Каждая ценная бумага, прошедшая процедуру листинга, прикрепляется к определенному специалисту, который занимается торговлей этой ценной бумагой в определенном месте, получившем название: «торговый пост». На бирже существуют 17 специализированных торговых постов. Приказы поступают на торговый пост с помощью средств электронной связи либо их приносит непосредственно брокер.

Сделка совершается тогда, когда самая высокая цена на покупку приближается к самой низкой цене на продажу. Роль специалиста в торговом процессе заключается в выполнении следующих функций:

• функции агента брокера, когда он исполняет приказы клиентов брокера купить определенную ценную бумагу по цене ниже текущей рыночной цены или продать по цене выше текущей рыночной цены. В этом случае приказ не выполняется до тех пор, пока рыночная цена не достигнет указанного клиентом уровня;

• функции посредника между приказами брокеров на покупку и продажу ценных бумаг в режиме реального времени;

• функции предоставления ценовой информации. В начале каждого биржевого дня специалист формирует цену на каждый вид ценной бумаги, торгуемой в его секторе (на торговом посту). Под воздействием спроса и предложения в течение дня формируется текущая рыночная цена, информация о которой предоставляется брокерам;

• функции стабилизации цены, которая означает, что специалист допускает лишь минимальные колебания цены во время торговой сессии, гарантируя, таким образом, стабильный ход торговли;

• функции дилера, когда специалисту приходится задействовать собственный капитал для приведения в равновесие цен покупки и продажи в условиях их нестандартного отклонения. В этих условиях специалист продает или покупает ценные бумаги вопреки сложившейся конъюнктуре рынка до тех пор, пока цены спроса и предложения не уравновесятся. После торговой сессии, осуществляемой в традиционной форме (с 9.30 до 16.00), на бирже в течение одного часа организуется торговля через компьютерные системы в форме двух кросс-сессий:

• первая кросс-сессия предусматривает торговлю по ценам на момент закрытия биржи;

• вторая кросс-сессия осуществляется большими пакетами, которые называются корзинами, стоимостью не менее 15 млн дол. Правилами торговли на фондовой бирже предусмотрена также возможность автоматической приостановки торговли и отключения всех компьютерных систем программного трейдинга на 30 мин и более в связи с такими колебаниями цен, которые приводят к падению индекса Dow Jones Industrial Average (DJIA) более чем на 350 пунктов.

На Нью-Йоркской фондовой бирже торговля ценными бумагами осуществляется только тех компаний, которые прошли процедуру листинга. Стандарты листинга для компаний-резидентов отличаются от стандартов листинга, разработанных для компаний-нерезидентов. Минимальные количественные критерии стандарта листинга для компаний — резидентов могут быть представлены в виде следующей таблицы:

Критерии размещения ценной бумаги и критерии размера бизнеса

Число держателей ценной бумаги корпоративного эмитента (число держателей торговой единицы — обычно 100 акций) 2 000 человек резидентов

Или всего держателей акций, в том числе: 2 200 человек

Среднемесячный объем продажи акций за последние шесть месяцев 100 тыс. акций

Или всего держателей акций, в том числе: 500 человек

Среднемесячный объем продажи акций за последний год 1 млн акций

Вложения в государственные ценные бумаги, в том числе: 1,1 млн шт. в обращении

Курсовая стоимость государственных ценных бумаг 100 млн дол.

Первоначальное первичное предложение акций (акционерный капитал) 60 млн дол.

Общая величина прибыли до налогообложения за последние три года 6,5 млн дол.

Читать статью  Что такое черный лебедь фондовый рынок

То же, за последний год 2,5 млн дол.

То же, за предыдущие два года 2 млн дол. ежегодно

Или за последний год при условии, что три последних года имела место прибыль 4,5 млн дол.

Или денежный поток от основной деятельности за три года (для компаний с общей капитализацией на международном рынке не менее 500 млн дол. за последние 12 мгсяцев). При этом величина денежного потока за каждые из трех лет должна бьп ь положительна. Не менее 25 млн дол.

В дополнение к минимальным стандартам, приведенным выше, на бирже существуют и другие обязательные требования: компания должна иметь стабильные темпы роста. Кроме того, Нью-йоркская фондовая биржа оставляет за собой право вводить новые требования для каждой отдельной компании в зависимости от условий и обстоятельств, которые делают листинг данной компании нежелательным.

Система оплаты процедуры листинга компаниями-резидентами предусматривает единовременный первоначальный взнос в размере 36,8 тыс. дол. и ежегодные взносы в зависимости от объема выпуска и обращения акций. Биржа выставляет счета на оплату листинга эмитентам по состоянию на 1 января каждого года. Все акции, находящиеся в обращении на бирже на момент выписки счета, включаются в расчет ежегодного взноса, за исключением тех, которые являлись предметом листинга непрерывно в течение последних 15 лет.

Компании-нерезиденты США (иностранные компании) имеют право выбирать систему стандартов для прохождения процедуры листинга: либо альтернативную систему стандартов для иностранных компаний, либо систему стандартов для компаний-резидентов.

Альтернативная система стандартов для иностранных компаний-эмитентов разработана в целях предоставления возможности крупным иностранным компаниям котировать свои акции на Нью-йоркской фондовой бирже. Основные критерии такой системы фокусируются на размещении акций на международном рынке, а не на размещении акций иностранной компании на внутреннем фондовом рынке США. Среди них: • число держателей ценной бумаги на международном рынке — не менее 5000 человек;

• вложения в государственные ценные бумаги, выпущенные в обращение на международном рынке, — 2,5 млн шт.; в том числе их курсовая стоимость — 100 млн дол.;

• общая величина прибыли до налогообложения за последние три года — 100 млн дол.;

• общая величина денежного потока за три года — 100 млн дол.; в том числе за два последних года — 25 млн дол.;

• или величина общей капитализации на международном рынке — 1 млрд дол., доход и стоимость активов за последний год работы компании — 100 млн дол.

Система оплаты процедуры листинга компаниями-нерезидентами аналогична системе взносов для компаний-резидентов.

Делистинг на Нью-йоркской фондовой бирже осуществляется в случаях, если число акционеров уменьшается до 1 200 человек, число акций у частных лиц уменьшается до 600 тыс. шт., стоимость активов компании падает ниже 5 млн дол.

Лондонская биржа организует торговлю акциями различными способами в зависимости от ликвидности их рынка и изменчивости индекса FTSE: 1. SET (Stock Exchange Electronic Trading Service) представляет электронную торговлю ценными бумагами, включенными в корзину индекса FTSE 100, и прежде всего «голубыми фишками». Эта торговля организована в октябре 1997 года и основана на использовании электронной книги приказов, которая обеспечивает автоматическое выполнение заявок на продажу и покупку ценных бумаг при совпадении цен в них. Наряду с названными ценными бумагами в системе SET могут торговаться наиболее ликвидные ценные бумаги, входящие в корзину индекса FTSE 250, а также некоторые ирландские акции.

Правилами биржи предусматриваются пять видов приказов, которые члены биржи могут передать в электронную книгу приказов.

• лимитный приказ (limit), в котором выражается желание заключить сделку в определенном объеме по заранее обусловленной или лучшей цене;

• приказы исполнения по лучшей цене (at best). Эти приказы выполняются, как правило, немедленно по наилучшей возможной цене;

• приказы «выполнить» или «вычеркнуть» (fill or kill), которые исполняются полностью или отклоняются. В них могут содержаться ограничения цен;

• приказы «исполнить» и «устранить» (execute and eliminate) означают, что они могут быть исполнены частично по обусловленной цене. Неисполненная часть приказа отклоняется (устраняется);

• рыночные приказы (market). В них цена не устанавливается и торговля на их основе осуществляется по аукционным ценам. Следует отметить, что перед началом торговли вводятся лимитные приказы, информация о которых позволяет участникам торговли оценить состояние рынка той или иной ценной бумаги. Затем биржа объявляет цены открытия на начало торговой сессии, по которым могут автоматически совершаться сделки в любом объеме, если эти цены совпадают с ценами исполнения в приказе. При этом приоритет отдается приказу, в котором содержится наилучшая цена (покупателя/продавца), а при их совпадении — первому поступившему в систему приказу.

В дальнейшем осуществляется исполнение приказов в режиме непрерывной торговли по мере их поступления в торговую систему и совпадения цен. Приказы могут быть исполнены частично, оставаться в электронной книге до исполнения, изыматься из системы. Как правило, большинство сделок (около 75%) исполняется по цене приказа.

К концу торговой сессии биржа закрывает книгу приказов для ввода новых приказов, неисполненные приказы могут быть перенесены на следующий день.

2. SEAQ (Stock Exchange Automated Quotation System) — система_автоматизированных котировок биржи, которая предусматривает обязательное участие маркет-мейкеров в поддержании котировок акций английских компаний. В этой системе торгуется большинство акций, включенных в список биржи, а потому выставленные котировки служат ориентиром цены для заключения сделок по телефону между участниками рынка и маркет-мейкерами.

«Желтая полоса» представляет собой наилучшую цену покупки (продажи) ценной бумаги в любой момент торговой сессии, которую определяют до четырех маркет-мейкеров, котирующих эти ценные бумаги.

Кроме того, данная система предусматривает организацию в течение торгового дня дополнительно двух разовых аукционов — в 11.00 и 15.00 для осуществления купли-продажи акций по крупным пакетам. Участники торговли имеют возможность вводить лимитные приказы в течение ограниченного времени, по истечении которого приказы немедленно исполняются, а неисполненные части приказов автоматически удаляются биржей.

3. SEATS PLUS (Stock Exchange Alternative Trading Service) — альтернативная система торговли — представляет собой сочетание конкурирующих котировок и (или) приказов на акции. В ней осуществляется торговля акциями «начинающих» компаний, а также ценными бумагами, которые зарегистрированы на бирже, но не имеют статуса поддержки котировок маркет-мейке-рами через торговую систему SEAQ. В то же время здесь организуется система котировок не менее двух маркет-мейкеров для ценных бумаг «начинающих» компаний. Заключение сделок осуществляется на основе рыночных приказов членов биржи и котировок маркет-мейкеров.

В настоящее время большинство сделок с государственными ценными бумагами совершается в бездокументарной форме при помощи электронных торговых систем. Основной системой, используемой на Парижской фондовой бирже, является система непрерывных котировок САС. Она работает 5 дней в неделю, причем прием заявок, которые вводятся в систему САС, начинается в 8 ч 30 мин.

Заявки сразу же распределяются по ценам, а в пределах одной цены — в зависимости от времени поступления. После этого, до 10 часов утра, рынок находится в подготовительной стадии. Заявки накапливаются в централизованной автоматизированной книге заявок. Каждый раз при появлении новой заявки компьютер рассчитывает возможный курс ценных бумаг и, в зависимости от поступивших лимитных заявок, центральный компьютер рассчитывает «цену открытия», при которой можно продать и купить наибольшее число ценных бумаг1.

Одновременно система трансформирует заявки, подлежащие исполнению по рыночной цене, в лимитные заявки с «ценой открытия». Все заявки на покупку выше «цены открытия» и все заявки на продажу ниже этой цены удовлетворя-

1 Рубцов Б. Б. Зарубежные фондовые рынки: инструменты, структура, механизм функционирования. — М.: Инфра-М, 1996.

ются полностью. Заявки с ценами, равными «цене открытия», исполняются в зависимости от наличия встречных заявок. Заявки, не исполненные по «цене открытия», остаются в компьютеризованной книге заявок.

С 10 до 17 ч торговля вдет по принципу непрерывного двойного аукциона, поступление заявки на покупку приводит к немедленному осуществлению одной или нескольких сделок, если в книге заявок имеется встречное предложение. При равенстве цен имеет значение время поступления.

Предположим, в 10 ч 15 мин ситуация в компьютеризованной книге заявок была следующей.

Заявки на покупку Заявки на продажу

Число Цена Число Цена

2000 148 151 1 000

1500 147 152 1 000

1000 146 153 2 500

Если в систему поступит заявка на покупку 4 ООО акций по лимитной цене в 152 фр., она будет немедленно исполнена: 1 ООО акций будут проданы по 150 фр., 1 500 — по 151 фр., и оставшиеся 1 500 — по 152 франка.

Если приказ был не лимитным, а рыночным, он автоматически превращается в лимитный по лучшей цене на момент поступления, то есть по цене 150 франков. В этом случае 1 000 акций будут куплены за 150 франков, а в книге заявок появится заявка на покупку дополнительно 3 000 акций с лимитной ценой в 150 франков2.

Система автоматически распространяет информацию о ходе торгов. Трейдеры видят на экране 5 лучших заявок на покупку и продажу, общее число проданных акций за торговую сессию, общее число заявок на покупку и продажу, а также данные о 5 последних заключенных сделках. Примерно 50% лимитных заявок являются скрытыми, поскольку трейдеры не обязаны раскрывать все заявки, которые они вводят в систему. Это означает, что по одной цене можно продать (купить) больше акций, чем указано в «книге заявок».

На Парижской бирже 2 января 1996 года была введена в действие электронная система расчетов ЕиЯОСАС, базой для которой послужила система САС. Вначале доступ к этой системе имели только профессионалы, работающие на бирже с акциями, но в ноябре 1996 года доступ получили посредники, не являющиеся зарегистрированными членами Парижской биржи для проведения операций с евробумагами независимо от места их котировки. Операции в системе проводятся постоянно, причем маркет-мейкеры объявляют цены покупки и продажи поступающих заявок по сделкам на сумму не менее 1 млн франков. Безопасность сделок в системе гарантируется компенсационной палатой Общества французских бирж, но только в отношении ценных бумаг, гарантированных ОФБ. Процедура поставки и оплаты происходит при помощи клиринговых систем Еигос1еаг и Сеёе1.

2 Рубцов Б.Б. Зарубежные фондовые рынки: инструменты, структура, механизм функционирования. — М.: Инфра-М, 1996.

Источник https://studbooks.net/81381/finansy/mezhdunarodno_pravovoe_regulirovanie_finansovogo_rynka

Источник https://studme.org/68458/pravo/mezhdunarodno-pravovoe_regulirovanie_sdelok_tsennymi_bumagami_kommercheskom_oborote

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/standarty-i-osobennosti-organizatsii-torgovli-na-fondovyh-birzhah-mezhdunarodnyh-finansovyh-tsentrov

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: