Государственный кредит
Любое государство может быть как кредитором, так и заемщиком. При этом выдать и получить деньги в долг могут как физические лица, так и международные корпорации. К государственным кредитам прибегают правительства всех стран. Таким способом им удается сохранить экономическую стабильность или, наоборот, простимулировать производство и население к активности. Что такое государственный кредит, какие у него функции и особенности, разобрался специалист сервиса Бробанк.
- В чем суть государственного кредита
- Зачем нужен госзайм
- Особенности кредитования
- Что учитывают при выдаче госкредита
- Основные виды госкредитов
- Плюс и минусы государственного займа
- Принципы государственного кредитования
- Управление госкредитом
В чем суть государственного кредита
Государство может выступать как в роли кредитора, так и дебитора. Государственный кредит – это способ регулирования экономического развития страны со стороны государства. Госзайм влияет на обращения денег, процентные ставки и курсы валют.
Государственный кредит возникает при дефиците бюджета. При недостатке доходов, правительство может пойти двумя путями:
- выпустить новые деньги;
- выйти на рынок кредитования.
Займы покрывают разницу между расходами и поступлениями. Государственный кредит может принести пользу только в небольших объемах, так он стимулирует рост экономической деятельности. Если дефицит окажется слишком большим – это плохо скажется на бюджете.
Государственные займы чаще всего оформляют в виде ссуд частных и юридических лиц.
Зачем нужен госзайм
У государственного кредита несколько основных функций:
- распределительная;
- контрольная;
- регулирующая.
Распределительная функция оказывает влияние не только на текущее положение в стране, но и на последующие поколения. Госзаймы помогают распределить средства в зависимости от текущих потребностей экономики страны. Деньги от кредитования могут направить на реализацию проектов социального значения или производственного сектора. Некоторые экономисты считают, что оформление госркредитов для реаизации сиюминутных социальных задач – пагубная практика, которая может стать непосильной для очередного поколения.
Доходы от госзаймов занимают второе место в формировании бюджета после налогов. Госкредиты позволяют растянуть время кредитования, поэтому стране не приходится увеличивать налоги, если в бюджете дефицит.
Государственный кредит нередко используют для переноса текущих расходы на последующие поколения налогоплательщиков. Это считается экономически обоснованным, если заемные деньги использует для оплаты капиталоемких проектов, которые принесут прибыль в будущем. Например, прокладка автомагистралей или развязок в мегаполисах – проект должен сэкономить деньги или принести доход, который будет направлен на погашение госдолга. Но если направлять средства на пенсии или пособия никакого эффекта не будет.
Регулирующую функцию реализовывают за счет определения процентных ставок. Когда правительство выходит на рынок заимствований она оказывает на него значительно влияние объемом проводимых сделок. Если государственный долг сокращается, процентные ставки снижаются. Продажа государственных ценных бумаг повышает ставки.
Госзаймы также используют для выведения из экономики излишков денег, то есть на проведение так называемой стерилизации экономики. Лишняя денежная масса может привести к росту инфляции, поэтому периодически правительство ее сокращает. Кроме того, более разумным с точки зрения макроэкономики считается стимулирование экономики за счет заимствований, а не эмиссии новых денег.
По мере выполнения регулирующей и распределительной функций возникает необходимость в контроле.
Контрольная функция обеспечивает своевременное погашение обязательств в полном объеме. Кроме того она обеспечивает эффективное и целевое использование заемных денег.
Без государственного кредитования невозможно эффективное развитие страны. Сумма государственного долга при этом указывает не на слабость экономики страны, а на высокий кредитный рейтинг.
Особенности кредитования
- Государство может не указывать причину заключения кредитного соглашения.
- В большинстве случаев цель такого кредитования – восполнение дефицита в бюджете.
- В качестве обеспечения государство использует имущество, находящееся в его собственности.
Доходами от государственного займа обеспечивают развитие экономической, политической и социальной деятельности государства.
Если страна выступает в качестве кредитора, заемщик получает деньги из бюджета государства. Кредиторами могут быть местные органы власти всех уровней.
К государственным займам относят и те виды кредитования, которые заемщики оформляют в банках, если при этом кредит субсидирует государство на льготных условиях. Это, например, программы льготной или военной ипотеки.
Принять участие в кредитовании могут:
Со стороны государства | С другой стороны |
Кабинет Министров | Банки |
Центральный банк | Физические лица |
Министерство Финансов | Индивидуальные предприниматели |
Местное самоуправление | ООО и акционерные общества |
Предоставляют средства при кредитовании на добровольной основе.
Что учитывают при выдаче госкредита
- Срок предоставления кредита. Его устанавливают в зависимости от того, для каких целей заемщику нужны деньги, и какая сумма ему требуется. Также срок может зависеть от благосклонности кредитора. Обычно период кредитования составляет от 1 года до 10, но не дольше 30 лет.
- Обязательства кредитора и заемщика. Основные обязательства кредитора – выдать определенную сумму денег, а заемщика – погасить задолженность на определенных условиях. При этом в договоре указывают вспомогательные требования, которые обе стороны должны выполнять.
- Условия возврата задолженности. Нужно определить размер платежей и схему погашения долга. Если есть штрафные санкции, о них обязательно упоминают в договоре.
- Процентная ставка. Ее размер определяют на индивидуальных условиях, в зависимости от экономической ситуации на рынке. Ставка не меняется в течение всего срока кредитования, то есть если на момент заключения договора установили 3%, через год ставку не поднимут и не снизят.
Государственный кредит, по сути, не отличается от обычного кредитования, разница только в масштабах.
Основные виды госкредитов
- централизованные;
- децентрализованные.
Централизованные кредиты подразумевают выпуск облигаций федеральным госорганом. Децентрализованные займы находятся под контролем местных органов самоуправления и муниципалитета.
Государственный кредит по географическому признаку бывает внутренним и внешним:
Внутренний | Внешний |
Межбюджетный | Межгосударственный |
Предприятиям-резидентам | Предприятиям-нерезидентам |
Госорганам исполнительной власти | Международным финансово-кредитным учреждениям |
- краткосрочные – до 1 года;
- среднесрочные – от 1 года до 5 лет;
- долгосрочные – от 5 лет и дольше.
Также государственные кредиты бывают единовременными и частичными. При единовременных выплатах долг образуется при завершении срока действия кредита.
- Погашение займа равными платежами на протяжении нескольких лет.
- Погашение постоянно увеличивающейся суммой.
- Постепенное уменьшение суммы выплаты.
- правительство РФ;
- правительство субъектов РФ;
- местные органы управления.
- процентные;
- выигрышные;
- процентно-выигрышные;
- беспроигрышные;
- целевые.
В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в РФ не выпускают.
- В валюте страны кредитора.
- В эквиваленте валюты страны заемщика.
- Валютой третьего государства, которая устраивает обе стороны.
По форме размещения выделяют добровольные, подписные и принудительные государственные займы. В РФ в настоящее время действуют только добровольные займы.
Также госзаймы бывают облигационные и безоблигационные. На текущий момент безоблигационные займы в РФ используют только на межправительственном уровне.
Плюс и минусы государственного займа
- За счет займов правительство регулирует финансовые потоки внутри страны.
- Федеральный, региональный и муниципальный бюджеты пополняются без выпуска в обращение новых денег.
- Если речь идет о выдаче или получении внешнего займа, укрепляются отношения с другими странами.
- Появляется возможность развивать экономику государства без участия средств из бюджета.
- при обслуживании долга требуется платить проценты по кредиту, из-за этого увеличиваются производственные расходы;
- если государство не может погасить задолженность, долг растет, это может привести к повышению налоговых платежей внутри страны.
Перед оформлением госкредита власти анализируют состояние экономики и возможности погашения задолженности. Если происходит увеличение размера налогов, страдает предпринимательство, а это приводит к ухудшению экономической ситуации в стране.
Принципы государственного кредитования
- Добровольность.
- Возвратность и возмездность. Вернуть необходимо не только сумму долга, но и начисленные проценты.
- Целевая направленность – деньги нужны для решения определенных задач.
- Обеспеченность. Заем обеспечивают имуществом, которое принадлежит государству.
- Срочность. В договоре обязательно наличие конкретной даты погашения.
Выполнение принципов делает государственный кредит выгодным для обеих сторон.
Управление госкредитом
- уменьшение стоимости долга для заемщика;
- эффективное использование привлеченных средств;
- создание системы учета и контроля;
- усиление инвестиционного характера займов;
- регулирование объемов заемных обязательств государства и поддержание их курса;
- привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях;
- определение приоритетов кредитной политики государств;
- обеспечение своевременного возврата предоставленных кредитов.
Чем лучше реализованы эти направления, тем меньше нагрузка на бюджет, а значит и вероятность дефицита.
- Рефинансирование – погашение старой государственной задолженности за счет нового займа.
- Конверсия – понижение доходности займов для снижения расходов по управлению госдолгом или повышение доходности для кредиторов.
- Консолидация – увеличение или уменьшение срока действия уже выпущенных займов. Предполагает облегчение выплаты долга в виде отсрочки платежей.
- Унификация займов – объединение нескольких займов в один, с целью уменьшение количества видов ценных бумаг, которые находятся в обращении.
- Регрессивный обмен облигаций, когда несколько облигаций приравниваются к одной новой ценной бумаге.
- Отсрочка погашения займа – сдвиг срока погашения и выплаты доходов.
- Аннулирование госдолга – полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.
Некоторые модели применяют одновременно, другие встречаются реже.
Увеличение внутреннего долга приводит к расходованию резервов банков и привлечению сбережений населения. Происходит рост обращающихся денег. Следствием становится уменьшением покупательной способности национальной валюты, которая приводит к инфляции.
Сокращение долга государства, уменьшает количество обращающихся денег, что приводит к сдерживанию экономического роста. Для сглаживания негативных последствий Центробанк может проводить политику «дорогих» денег тогда, когда растет госдолг, или политику «дешевых» денег – во время сокращения задолженности. Государство для этих же целей использует и налоговую политику. Нагрузку повышают в период увеличения задолженности и снижают при погашении долговых обязательств.
Основные органы управления государственным кредитом – ЦБ РФ и Минфин. А главная цель управления госзаймами – достижение социальных, экономических и политических задач, которые определены перспективами и тенденциями развития государства.
Государственный кредит
Необходимость и сущность государственного кредита в современной экономике
Государственный кредит — это одна из форм привлечения государством денежных ресурсов для выполнения своих функций.
Государственный кредит — это часть системы государственных финансов. Так как государство почти всегда нуждается в привлечении дополнительных денежных ресурсов, а объем налогов и других доходов в системе государственного бюджета ограничен, то систему безвозмездной передачи ресурсов (сбор налогов и т. п.) государство дополняет привлечением средств на возвратных началах — в форме государственного кредита: внутреннего и внешнего (рис. 1).
Рис. 1. Система источников государственных финансов
Современное государство одновременно является и должником и кредитором.
Являясь мощным экономическим агентом, располагающим огромными средствами, государство одновременно и берет взаймы и дает взаймы другим государствам и заемщикам в иностранных государствах (юридическим и физическим лицам), т. е. выступает в роли заемщика и кредитора. В реальной жизни государство чаще всего − заемщик. Кроме того, государство выступает как гарант возврата займов экономическими субъектами, в деятельности которых государство заинтересовано.
Государственный кредит — это средство регулирования государством экономического развития, он имеет важное значение для регулирования денежного обращения, определения уровня процентных ставок и валютного курса. Государственный долг и государственный кредит — следствие бюджетного дефицита. При нехватке собственных доходов для покрытия дефицита госбюджета государство располагает двумя источниками его восполнения: дополнительным выпуском денег в обращение, что порождает инфляцию, и привлечением заемных ресурсов от граждан, предприятий, организаций данного государства и иностранных государств (рис. 2).
Необходимость государственного кредита заложена объективно в возможности несбалансированности доходов и расходов государства (дефицит госбюджета), которая покрывается привлечением заемных средств.
Инфляция и государственный долг — два пути погашения дефицита государственного бюджета.
Рис. 2. Финансовые методы погашения дефицита госбюджета
Небольшой дефицит госбюджета — встроенный стимул экономического роста в рыночной экономике.
Закономерен вопрос: а нужно ли вообще финансировать дефицит госбюджета? Ведь в небольших размерах дефицит бюджета стимулирует экономическую деятельность и рост национального хозяйства (кейнсианская модель экономики). Но бюджетный дефицит полезен лишь в малых, гомеопатических дозах. В остальных случаях (при стойкой тенденции к его росту) необходимо его регулировать. Выпуск денег в обращение всегда инфляционен. Если он не соответствует реальному росту воспроизводства, то государственные займы становятся основным регулятором дефицита госбюджета.
Государственный внутренний долг возникает в виде займов государства у частных лиц (граждан) и у юридических лиц (предприятий и организаций).
Основной регулятор дефицита госбюджета — государственные займы (внутренние и внешние).
Понятие и формы государственного кредита
Государственный кредит как экономическая категория — система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая категория — это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т. е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.
В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:
по срокам действия долговые обязательства РФ могут носить:
- краткосрочный характер (до 1 года);
- среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет);
- долгосрочный характер (от 5 до 30 лет).
Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (закон РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге РФ»);
по праву эмиссии они делятся на:
- выпускаемые центральным правительством;
- выпускаемые правительствами национально-госу-дарственных- и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;
по признаку субъектов-держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:
- только среди населения;
- только среди юридических лиц;
- как среди юридических лиц, так и среди населения;
по форме выплаты доходов займы могут делиться на:
- процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;
- выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;
- беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.
по методам размещения делятся на:
- добровольные;
- размещаемые по подписке;
- принудительные.
Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.
по форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.
Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.
Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.
На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки — вторичную реализацию. Таким образом, происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств.
Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, т. е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.
Виды государственных кредитов и займов
Для выполнения своих функций и обеспечения устойчивости финансовой системы государство привлекает кредиты, а также выдает займы. Эта деятельность государства объединяется в широкое понятие — государственный кредит.
Государственный кредит — отношения, по которым Российская Федерация является либо кредитором, либо заемщиком, либо гарантом. Государственные кредиты могут быть предоставлены российским юридическим и физическим лицам, иностранным государствам, иностранным юридическим и физическим лицам, международным организациям.
В основном государство не предоставляет, а получает займы. Государственный заем — передача в собственность Российской Федерации денежных средств, которые Российская Федерация обязуется возвратить с уплатой процента на сумму займа. Заем позволяет решать проблему временной нехватки бюджетных доходов.
Кредит также используется в сфере межбюджетных отношений.
Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление юридическим лицам средств на возвратной и возмездной основах. Бюджетный кредит надо отличать от бюджетной ссуды.
Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Предоставление кредита оформляется кредитным договором.
- погашение, возникающее по кредитному договору обязательно в согласованный срок;
- обеспеченность кредита;
- размер процентной ставки.
Через кредитные отношения обеспечивается перераспределение кредитных ресурсов.
Результат государственных займов — появление государственного долга. Он бывает внутренним и внешним.
Внутренний государственный долг играет важную роль в макроэкономическом регулировании, в частности, в регулировании процентных ставок и денежного обращения. В балансах центральных банков всех стран основной актив составляют государственные ценные бумаги — один из видов государственного долга.
Центральные банки приобретают государственные ценные бумаги на вторичном рынке и, учитывая их в своих активах, отражают в пассивах денежную эмиссию, а точнее — рост денежной базы. Так происходит монетизация государственного внутреннего долга. Это означает, что именно государственный долг становится обеспечением эмитируемых денег.
Почему монетизируется именно государственный долг? Потому что невозможно монетизировать частный долг. Но такие предложения делаются. В частности, Ф. Хайеком выдвинута теория частных денег. Она предлагает отмену монополии государства на выпуск денег и разрешение частным фирмам эмитировать собственные деньги. Любопытно, что эта теория была поддержана М. Фридменом, хотя она полностью противоречит количественной теории. Легко представить последствия частной эмиссии, если вспомнить опыт «МММ» и других подобных «эмитентов».
Проценты по государственным займам выступают макроэкономическим регулятором экономики. Если государство привлекает в качестве займов слишком большой объем кредитных ресурсов, предлагая высокий процент, то происходит общее повышение процентных ставок. Это негативно отражается на предпринимательской деятельности.
Государственные займы могут быть оправданы лишь в случае, если они эффективно используются. Например, если на привлеченные государством средства строится железная или автомобильная дорога, способная быстро окупиться. Но если займы используются неэффективно, бремя их выплаты ложится на налогоплательщиков, причем не только ныне живущих, но и последующих поколений.
Поэтому накапливание государственного долга — это моральная проблема. Увеличивая долг, одно поколение перекидывает свои проблемы на другое и живет за его счет.
Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредита. При получении банковского или коммерческого кредита обеспечением служат конкретные ценности: ценные бумаги, товары на складе, станки и оборудование. Обеспечением государственных займов является государственная собственность.
Поэтому при объявлении государственного банкротства (дефолта) может подлежать аресту находящееся за границей государственное имущество, но за исключением имущества посольств.
Аресту могут быть подвергнуты здания торговых представительств, а также банковские счета всех компаний, в которых есть доля государства.
Государственный кредит, предоставляемый юридическим и физическим лицам, благоприятно воздействует на уровень производства и занятость. Во многих странах используются государственные гарантии кредитов, предоставляемых экспортерами для расширения сбыта своей продукции.
Государственный кредит
Под термином «государственный кредит» следует понимать заем, что выдан физическому или юридическому лицу (включая иностранному) от имени государства. Решение о предоставлении финансов по каждому случаю принимает специально сформированная комиссия, работающая под юрисдикцией Министерства финансов. А как выдают госкредиты в РФ? Кто может рассчитывать на финансирование?
В чем суть государственного кредита
Государственный кредит — это самый обычный финансовый заем. Просто в качестве кредитора выступает не банк или иная организация, имеющая разрешение от Центробанка на ведение финансовой деятельности, а само государство. Дополнительные особенности такого вида кредитного соглашения:
- для государства нет обязательства указывать точную причину, по которой вынесено решение о кредитовании (то есть это не «потребительский» заем); предоставляются из бюджета;
- кредит выдается для получения дополнительного дохода в бюджет государства;
- управлением и организацией кредитного соглашения выступает государство (назначенная от имени уполномоченного лица комиссия);
- заем обеспечивается государственным имуществом.
Также с помощью госкредитов регулируется ставка по займам в обычных банках. Ведь если государство предлагает представителям бизнеса взять потребительский кредит всего под 7 – 10% годовых, то оно вступает в прямую конкуренцию с частными кредиторами. И те, в свою очередь, вынуждены предлагать схожую процентную ставку.
Какие функции выполняет государственный кредит?
Кредитование от государства является одной из частью дохода бюджета. Дополнительные функции, которые выполняют такие кредиты:
- общее регулирование процентных ставок на рынке кредитования;
- распределение финансов для развития экономики (имеются ввиду займы для бизнеса);
- наполнение бюджета.
Прибыль, полученная с выданного кредита в форме уплаченной процентной ставки заемщиком, является общей для государства. То есть средства в дальнейшем направляются на текущие потребности административных органов управления, на реализацию других экономических инвестиционных программ.
Основные виды госкредитов
Условно госкредиты разделяют на 2 категории:
- Централизованные. Те, выдача которых инициирована федеральными органами власти. А это — выпуск облигаций.
- Децентрализованные. Те, выдачу которых согласовывают местные органы управления, имеющие полномочия для управления местным бюджетом.
Дополнительно госкредиты разделяют на внутренние и внешние. Первые — те, которые предоставляются в пользу граждан государства или компаний, работающих на территории Российской Федерации. Внешние — это займы для других стран, выданных на основании международного кредитного соглашения.
По сроку действия финансовые займы разделяют на краткосрочные займы (примерно 1 год), среднесрочные (до 10 лет), долгосрочные (до 30 лет). При этом не используются аннуитетные платежи. То есть заемщик по установленному графику выплачивает фиксированные транши с учетом уже начисленных процентов.
Как и в банках, для госкредитов также предусмотрена возможность реструктуризации кредита. Хоть в законах такое понятие и не прописано, но его неоднократно использовали на практики, например, при возврате долга со стороны Кубы в пользу РФ. Были пересмотрены условия договора, часть начисленных процентов — списана.
Условия получения
Базовые условия получения госкредита:
- Срок. Устанавливается комиссией. В среднем: от 5 до 10 лет.
- Есть совместные обязательства каждой из сторон. Например, всю сумму договора могут разбить на несколько траншей и назначить четкий график совершения перевода средств.
- Обязательно указываются штрафные санкции в случае нарушения условий кредитного договора.
- Используется только фиксированная процентная ставка. Не меняется до окончания срока действия договора (или аннулируется, если соглашение будет расторгнуто).
Особенности кредитования
К госкредитам относят и те займы, которые выдаются через банки в рамках программы субсидирования. Принцип оформления, управления, организации — аналогичный. Заемщику предоставляют стандартный кредитный договор, а также дополнение о предоставлении государственной субсидии.
Что учитывают при выдаче госкредита
Сейчас максимальный срок кредитования по госкредитам не может превышать 30 лет. Не всегда объектом договора являются только финансы, если речь о международном кредитовании. Это может быть и право востребования на предоставление ископаемых, иных ресурсов.
Государственная программа субсидирования — это не банк, у которого можно занять в долг. Ежегодно формируется бюджет, из него часть средств выделяется именно на инвестиционные проекты, финансирование бизнеса. То есть на «бюджетный» транш можно рассчитывать только в том случае, если для этого предусмотрены финансы и управляющим органом принята программа, направленная на поддержку местной экономики. В среднем, это до 20% от имеющегося городского бюджета.
Плюсы и минусы государственного займа
международные госкредиты позволяют расширить партнерство между странами, улучшить отношение, сотрудничество.
если заемщик не может исполнить денежное обязательство по кредитному договору, то дефицит финансов устраняется за счет средств налогоплательщиков;
на государственном уровне не урегулирован вопрос касательно процедуры принудительного взыскания задолженности.
Принципы государственного кредитования
Базовый принцип — это соблюдение равноправного исполнения обязательств по госкредиту. Дополнительные:
- Гарантированная возмездность. То есть заемщик обязывается в полной мере вернуть и заемные средства, и начисленные проценты.
- Обеспеченность. Кредит обеспечивается государственным имуществом.
- Соблюдение сроков исполнения. График платежей и траншей прописывается в договоре.
Итого, госкредит — это один из инструментов экономического развития современного государства. Инвестиции во внутреннюю экономику не только позволяют модернизировать инфраструктуру, но и получать доход как от процентов, так и от налогов, выплачиваемых заемщиками. И если верить статистике, то сейчас именно госкредиты занимают второе место в плане бюджетных отчислений.
Окончила Новосибирский государственный университет экономики и управления по специальности экономика (специализация финансы).
Источник https://brobank.ru/gosudarstvennyj-kredit/
Источник https://www.grandars.ru/student/finansy/gosudarstvennyy-kredit.html
Источник https://microcreditor.ru/sovety/gosudarstvennyj-kredit